ГТО давно стало стандартом обучения в покере, но вокруг него все еще много вопросов и мифов. В этой серии статей вы найдете для себя простое объяснение принципов ГТО и роли солверов, без излишней сложной теории и с упором на практику.
Что такое ГТО покер
Альтернатива ГТО — эксплойтный покер, то есть когда вы отклоняетесь от ГТО стратегии, чтобы извлечь больше EV из оппонента, целясь в конкретный очевидный лик в его игре.
Типичный пример эксплойтной стратегии: вы играете против «телефона» и начинаете его тоньше велью-бетить и увеличивать сайзинг. Это хорошая стратегия, при правильном применении, но она оставляет вас уязвимыми к обратному эксплойту.
Если вы слишком тонко добираете в привычных вам спотах, хорошие регуляры могут начать вас рейзить — и вынудят зарывать руки, которые были бы прибыльны, если бы вы разыгрывали их более пассивно. Мы детальнее поговорим об этом в следующих главах.
Вместо того чтобы углубляться в историю теории игр и ее связь с покером, мы хотим быстро показать, как ГТО повлияло на современную игру.
Личная история автора о ГТО и солверах
Для многих изучение ГТО и работа с солверами — буквально «взрыв мозга».
Люди годами играют одним и тем же образом, а потом внезапно получают в руки новый, контринтуитивный подход. Естественно, по дороге возникает сопротивление, особенно если до этого игрок уже преуспевал с эксплойтным стилем. Но одновременно открываются новые захватывающие двери.
Мой соавтор Барри говорил, что ему очень нравится работать над этой книгой, потому что для него это похоже на «изучение покера с нуля» — со всем тем энтузиазмом, который это вызывает.
Для меня знакомство с ГТО скорее стало подтверждением моих подозрений, которые я вынашивал годами как профессиональный игрок. Я изучал покер так же, как все раньше — методом проб и ошибок. Я видел, что работает, а что нет, и со временем эти выводы превращались в эвристики о том «как надо играть».
Впервые мысль о том, что теорию игр можно применить к покеру, у меня появилась после прочтения книги «Harrington on Hold’em». Там была фраза, которая буквально «выскочила» из текста. Дэн Харрингтон обсуждал олл-ин в блеф и писал:
Я посмотрел на это предложение и понял: так можно выяснить, какие руки прибыльно запихивать.
Я работал с калькулятором эквити и построил пуш/фолд диапазоны методом проб и ошибок. Это заняло шесть месяцев и стало полностью бесполезным, когда вышел ICMIZER.
Я зубрил эти чарты, когда гриндил СнГ, и какое-то время они прекрасно работали. Но потом регуляры заметили, что я пушу шире, чем раньше, и подстроились, расширив свои диапазоны колла. Я вернулся к чартам, подкрутил диапазоны и создал более тайтовую схему пушей, отталкиваясь уже от их новых коллов. Они снова подстроились, и я снова расширил диапазоны. Еще несколько итераций — и у меня случился «момент прозрения»: я понял, что мы движемся к равновесию. Это означало, что мы придем к точке, в которой ни один из нас не захочет отклоняться от своей стратегии, зная диапазон другого.
В итоге я начал изучать теорию игр и то, как она применяется к покеру.
Примерно в то же время я доминировал в лайв-покере Ирландии вместе с Дермотом Блейном и Джейсоном Томпкинсом. Пару лет не было ни одного финального стола, на который бы мы не попадали; иногда даже двое из нас оказывались за одним и тем же финальным столом. Наш эдж был настолько велик, что мы оценивали свои ROI в лайве примерно в 300%.
Только когда я начал играть за границей на ЕРТ, я столкнулся с игроками, против которых не понимал, как играть. Они были намного сильнее меня. Я не мог ни прочитать их, ни понять, как их эксплойтить. Я думал, что не смогу конкурировать, но вспомнил базовый постулат теории игр: нужно выработать неэксплойтируемый стиль.
Самая важная раздача в моей карьере случилась как раз в тот период — на EPT Berlin против онлайн-легенды Рэнди «nanonoko» Лью. До меня сфолдили, я открылся на CO с . Nanonoko заколлил на BB, он меня покрывал. Флоп вышел
радуга — он залидил в меня мелким сайзингом, я подумал «легкие деньги» и заколлировал. Терн
, он снова ставит небольшим, я снова колл. Ривер
— и он ставит 300% банка. Я такой: «WTF?!» Этого не должно было случиться.
Он «должен» был чекнуть, и я бы задумался о ставке; или поставить мало, и я бы просто заколлировал. Откуда взялся овербет?
В голове у меня была каша: «Он знает, что у меня слабая рука, он ставит, чтобы выбить меня — значит, должен коллировать, потому что он пустой». Но другая мысль: «Возможно, он смотрит на незнакомого пожилого парня, который не может выкинуть, знает, что у меня пара, и ставит крупно, чтобы добрать максимум».
Эти две конфликтующие идеи просто разрывали меня: он знает мою руку и пытается выбить, или он знает мою руку и ставит на велью по максимуму?
В итоге я выкинул и спросил у сильнейших игроков, что бы они сделали. Половина сказала: «Это nanonoko — он полный блефун, нужно было коллить». Другая половина: «Даже не думай о колле — там три банка».
Все уперлось в то, что люди думают о nanonoko, а не в саму раздачу. Это заставило меня задуматься: «Что нам делать в таком сценарии?»
Я понимал, что мы не можем всегда коллить и не можем всегда фолдить — нас заэксплойтят и так, и так. Это вернуло меня к теории игр и первым принципам.
Он ставит 3 банка, значит, если я буду фолдить 4 раза из 5, он будет выигрывать 1 банк 4 раза и проигрывать 3 банка, если он блефует. Следовательно, мне нужно коллировать в 25% случаев (иначе он сможет плюсово блефовать в меня всегда). Значит, я должен решить, с какими руками эти 25% коллов делать, и учитывать, например, роль блокеров.
«Я был готов к появлению солверов»
Я продолжил эксплойтить слабых, но против сильных игроков сосредоточился на том, как стать неэксплойтируемым. Мне пришлось изучить такие вещи, как типы диапазонов, покрытие досок, минимальная частота защиты (МЧЗ), блокеры и многое другое.
К моменту, когда появились солверы, я уже был готов! Я рано начал ими пользоваться: когда вышел Hold’em Resources Calculator, мне больше не нужны были мои чарты, а когда вышел PioSOLVER, он просто подтвердил все, что я подозревал, изучая ГТО.
Это не значит, что солверы меня ничему не научили. Они перевернули мою игру, и я до сих пор поражаюсь вещам, которые узнаю с их помощью каждый день.
Не случайно усилия многих онлайн-румов по бану ХУДов совпали с ростом солвер-технологий. ХУД — это про эксплойтный покер, он показывает тенденции оппонентов.
Чтобы быть прибыльным регуляром, нужно гриндить по многу столов, и вы не можете внимательно следить за 12 столами без ХУДа, так что правильный подход — играть максимально близко к ГТО.
ГТО должен быть вашей базой против неизвестных и очень сильных игроков.
Вокруг ГТО много паники — мол, «смерть покера», — и много преувеличений и заблуждений. Да, существует реальная угроза в виде RTA (Real Time Assistance) — солверов, способных работать «в реальном времени». Но в целом вам не стоит об этом слишком переживать. На момент написания этой книги авторитетные источники оценивают число игроков, которые регулярно пользуются легальными солверами, типа PioSOLVER, менее чем в 1000 человек — это очень крохотная часть покерного мира.
Существует немало элитных игроков, которые в жизни ни разу не запускали симуляцию. Но у них есть доступ к людям, которые эти симуляции запускают, и информация «просачивается» вниз.
Ребята с солверами как шахтеры: они добывают информацию и перерабатывают ее в удобные эвристики «как играть». То, на что у них ушли сотни часов, другой человек может усвоить почти мгновенно. Этим мы и займемся в этой книге — дадим вам самые надежные эвристики, которые родились из работы с солверами. Оставайтесь с нами!
