Концепцию «закона вторичной агрессии» мы ввели для одного конкретного типа игроков. Речь идет об оппонентах, которые не верят вашему первому агрессивному действию, но готовы поверить во второе.
Такие игроки слишком «телефонистые» на ранних улицах — возможно, они просто не хотят выглядеть теми, кого можно легко выдавить из банка. Но они усугубляют ошибку тем, что оверфолдят на поздних улицах.
В этой логике есть доля здравого смысла. Вероятно, действительно лучше чаще флоатить на ранней улице, потому что впереди еще много карт (и бет-сайзинги меньше).
Проблема широких оверколлов на флопе
Однако разыгрывать каждый спот с таким подходом — огромный лик.
Чтобы отделить сегодняшнюю тему от той, которую мы рассматривали на прошлой неделе, где речь шла об игроках, которые оверфолдят на терне, здесь конкретный лик выглядит так: игрок слишком много коллирует на флопе, а затем слишком много фолдит на терне. То есть у него дисбаланс на обеих улицах, но в противоположных направлениях.
В прошлый раз наш оппонент достаточно часто коллировал на флопе, а затем оверфолдил на терне. Сегодня же он будет оверколлить на флопе, в результате чего вынужден оверфолдить на терне.
«Закон вторичной агрессии» можно применять и к связке «терн → ривер» или же против оверколлов чек-рейза на флопе, а потом оверфолдов на второй баррель на терне.
Этот лик — из тех, которые легко распознаются по HUD. Обращайте внимание на статы флопа, указывающие на «телефонистость» игрока, например низкий fold to c-bet и/или низкий fold to check-raise. И рассматривайте их в связке с высоким показателем fold to turn bet.
В до-солверные времена общий совет против таких оппонентов был «дабл-баррелить», и предпочтительно в крупном сайзинге. Большая ставка на флопе раздувает банк, а затем овербет на терне этот банк у них забирает.
Но теперь у нас есть солверы, поэтому перейдем к примеру и посмотрим, как можно подстроиться.
ГТО подход, избегающий эксплойтов
Эффективные стеки 40 бб. UTG открывается, BB защищается коллом.
Флоп: .
BB в большинстве случаев чекает, а UTG действует так:

Солвер миксует чеки и беты, а когда ставит, чаще используется мелкий сайз.
В ответ на эти мелкие конт-беты BB отвечает следующим образом:
BB фолдит 35% и коллирует 31%.
- Интересно: очень высокий процент чек-рейзов, причем присутствуют и мелкий, и крупный сайз.
Основные велью-руки в чек-рейзах — это , а блефы — в основном гатшоты.
Против большого чек-рейза UTG играет так:
Фолд — 31%, колл — 56%, пуш олл-ин — 13%.
Предположим, UTG заколлировал чек-рейз.
Терн: .
Вот что делает BB:
Здесь микс чеков и бетов, при этом предпочтение отдается большему сайзингу.
Против более крупной ставки UTG играет следующим образом:
Фолдит — 31%, коллирует — 56%, пушит — 13%.
Против мелкого сайзинга на терне UTG делает следующее:
Он почти никогда не фолдит — всего в 11% случаев. Эта ставка дает ему шансы банка, которые как бы принуждают его оставаться в банке.
Закон вторичной агрессии в действии
В ГТО-примере UTG ставил около 70% рейнджа мелким сайзингом, а затем фолдил на чек-рейз около 40%. Мы же залочим узел так, чтобы UTG рейндж-бетил (ставил 100% рейнджа) мелким сайзом, а затем всегда коллировал чек-рейз.
Итак, мы залочили UTG рейндж-бет, потому что если бы мы этого не сделали, он чаще бы чекал вдогонку. Это одно из ограничений блокировки узлов:
Поэтому, зная, что его вынуждают каждый раз коллировать чек-рейз, солвер начинает чаще чекать вдогонку, чтобы этого избежать. Люди так никогда не думают.
Тем не менее вполне можно представить себе, что слабый игрок сыграет флоп именно так, как мы залочили.
Многие игроки на автомате ставят конт-бет и не сдаются на борде , потому что в их голове это «борд, в который трудно попасть», а значит у префлоп-агрессора чаще лучшая рука прямо сейчас.
Мы знаем, что произошло на флопе, поэтому перейдем к тому самому терну — . Вот что делает BB:
Первое, что стоит отметить: тут вообще нет чеков, тогда как в ГТО-примерe BB чекал 63% рейнджа.
Далее: предпочтителен мелкий бет — с примерно 73% рейнджа, тогда как в предыдущем примере он почти не использовался. В ГТО-сценарии предпочтительным был большой сайз бета, а здесь он используется лишь в 1/4 случаев.
Руки, которые ставят большим или маленьким сайзингом, миксуются, но при этом все действительно слабые руки склоняются к мелкому. Диапазон крупного бета очень похож на диапазон большого бета из ГТО-примера.
Реакция BB — ставить 100% рейнджа здесь абсолютно логична. UTG на терн приходит со слабым диапазоном: у него, конечно, есть велью, но также и куча полного воздуха. Флоп в целом благоприятен для BB, и хоть — почти бланк, перевес все равно на стороне BB.
Маленький сайз на терне может удивить некоторых из вас. Смысл этой ставки — «забрать банк прямо сейчас». Все действительно слабые руки используют именно небольшой сайз, поэтому нет смысла тратить деньги на крупный.
Посмотрим на реакцию UTG против маленького сайзинга:
Он фолдит в 36% случаев — это огромный прирост по сравнению с 11% в ГТО-примерe. Пусть частота фолда кажется невысокой, но эта линия очень прибыльна, а с точки зрения блефов так вообще изи-мани.
Олд-скулы сказали бы: «надо ставить крупнее, ведь на маленькие ставки никто не фолдит». Это неправильный взгляд.
Оверпары+ не упадут ни на какой сайз, а значит плюсовее будет поставить меньше и, при необходимости, сдаться на ривере.
UTG действительно чаще рейзит против этой маленькой ставки: 10% против 3% в ГТО-примерe. Это контр-эксплойт — реакция на то, что у BB теперь гораздо более широкий диапазон бета.
Против крупного сайза от BB UTG делает следующее:
Он фолдит 46% рейнджа, по сравнению с 31% в ГТО-примерe. И снова причина проста: в его диапазоне теперь больше мусора, который следовало бы выбросить еще на флопе.
Диапазон рейза очень похож на ГТО, потому что состав рук для крупного бета у BB здесь во многом тот же. Единственная реальная подстройка — те руки, которых никогда не было в ГТО колле, теперь обязаны уходить в фолд.
Ключевые выводы
- «Закон вторичной агрессии» — феномен, особенно характерный для низких лимитов и лайв-покера. Как лик он имеет отложенный эффект — игрок оверколлит на первичную агрессию, а затем оказывается вынужден оверфолдить на вторичную.
- Короткий ответ на вопрос, как играть против оппонентов, которые слишком много коллируют на флопе, но не на терне — ставьте две улицы. То же самое, что и в предыдущей главе, где игрок оверфолдил терн (хотя флоп коллировал не слишком широко).
- Контринтуитивная подстройка состоит в том, чтобы на терне ставить мелким сайзом со всеми вашими «не ГТО» блефами. В прошлый раз сайзинг на терне мы не меняли, а здесь делаем его меньше. Мы не нацеливаемся на весь диапазон оппонента, когда лепим второй баррель, мы целимся лишь в слабую его часть, которой вообще не должно было бы здесь быть (и которой не было в прошлой главе).
- «Закон вторичной агрессии» — это наглядный пример дисбаланса, тянущегося через несколько улиц, и в последующих главах мы разберем это еще глубже.
