А что, если существует способ бить идеальную ГТО-стратегию?
Нас приучили думать, что ГТО — это идеальная стратегия, абсолютно непобедимая во всех смыслах.
Математически это может быть верно, но математика — лишь один из аспектов покера. Оказывается, правильная контрстратегия способна полностью разрушить идеальную ГТО-игру.
К концу этой главы вы узнаете ответ.
Процент успешности действий в покере
Как покеристы, мы понимаем, что у каждого нашего действия есть вероятность успеха. Когда мы блеф-кетчим ривер, мы часто проигрываем. Когда сами блефуем ривер, оппонент часто коллирует.
Наши блеф-кетчи и блефы будут прибыльны на дистанции, если будут совершаться с правильной частотой.
А что, если бы мы всегда были правы? А что, если бы наши блефы всегда прокатывали, а коллы мы делали бы только тогда, когда впереди?
С такими мощными эксплойтами мы могли бы побеждать в любой игре. Но конечно таких техник не существует, верно?
Невероятные хиро-коллы
В фильмах часто изображают «чтение руки» как какой-то мистический процесс, когда игрок заглядывает в душу соперника и просто узнает его две карты.
Хорошие игроки понимают, что на практике это не так работает. Мы кладем оппонента на диапазон и сужаем этот диапазон по ходу раздачи, от префлопа к риверу. Играть в угадайку — быстрый способ сливать фишки.
В то же время мы иногда видим, как хорошие игроки совершают «безумные» хиро-коллы, особенно в лайве. При этом солвер сказал бы, что такие решения теоретически ужасны. И все же, когда они срабатывают, их решения часто превозносят как лучшее решение.
Так где же истина? Это действительно хорошие решения? Или плохие решения, которым просто повезло?
В большинстве случаев это просто плохая игра. Выглядит круто, когда прокатывает, но на дистанции это быстро сжигает деньги.
Но что, если у хиро была веская причина сузить диапазон оппонента сильнее, чем предлагает ГТО? Тогда хиро-колл великолепен. Человек сумел увидеть то, чего не видит даже солвер.
Метагейм — интуитивная составляющая покера
Разбирая раздачи, большинство топ-игроков сводят весь анализ к набору переменных. Ниже — часть таких переменных. В первую очередь тех, к которым имеет доступ солвер:
- Наша рука
- Текстура/ранаут доски
- Бет-сайзинги обоих игроков
- Позиции игроков
- Экшен в раздаче
- Возможный диапазон оппонента
- Текущий SPR/эффективные стеки
- Релевантные данные по оппоненту или по полю — через блокировку узлов (node-locking).
Уже этот список достаточен, чтобы построить сильный каркас для принятия решений. Во второй части книги мы будем использовать некоторые из этих переменных.
Но есть и дополнительные переменные, к которым у людей есть доступ, а у солвера — нет:
- Физические теллсы
- Тайминг-теллсы
- Бет-сайзинг теллсы
- Ридсы по ХУДу игрока
- История с игроком, понимание динамики стола
- Умение спровоцировать конкретную реакцию оппонента сайзингом, таймингом, чатом, языком тела.
- Понимание психологии и языка тела
Переменные, недоступные солверу, мы будем называть метагеймом — интуитивной сферой.
Они также утверждают, что способны провоцировать нужные действия, то есть использовать ложные теллсы.
Онлайн-игроки также могут сужать диапазон оппонента сильнее солвера, используя тайминг- и сайзинг-теллсы и интуитивное понимание недавней истории зарубы с игроком. Некоторые даже уверяют, что способны предугадать момент тильта оппонента.
Мы вряд ли сможем блефовать и блеф-кетчить со 100% точностью благодаря этим переменным. Но тем не менее, это тоже эдж, потому что покер — больше, чем сухая математика.
Подсознательные потоки данных
Как мы видим, учесть каждый аспект метагейма трудно. Возьмем тайминг-теллсы. У нас чаще всего не будет четких данных, связывающих конкретный тайминг с конкретной рукой или категорией рук. (Хотя когда-то софт пытался закрыть и эту область).
Вместо этого мы можем уловить подсознательное ощущение, что у оппонента определенный тип руки, исходя из его таймингов. Если нас спросить «почему», нам будет сложно объяснить точные причины.
Оценки разницы варьируются, но типичные результаты показывают, что подсознание перерабатывает информацию примерно в 25 000 раз быстрее, чем сознание.
Очень возможно, что подсознание подхватывает аспект покерной раздачи, который сознание не видит. Если задействовать это во время раздачи, можно получить огромную пользу. Если бы мы могли анализировать каждый байт данных, мы бы обнаружили, что у каждой категории рук оппонента есть уникальная «подпись». Мы бы «видели» его руку.
Сложность на практике — понять, какие подсознательные сигналы релевантны и заслуживают доверия. Подсознание слабого игрока чаще мешает, чем помогает. Как и сознание, подсознание нужно тренировать, прежде чем оно станет оружием.
В конце концов, у рекреационных игроков часто есть подсознательная причина сделать ужасный, явно проигрышный хиро-колл. Их подсознание полно когнитивных искажений, основанных на ложных представлениях об игре.
Чтобы помочь начинающему игроку, сначала мы просим его игнорировать подсознательные порывы и принимать решения на базе конкретных рациональных данных.
«Круг замыкается»
Новичок навязчиво пытается угадать точные карты оппонента. Это лик: у новичка еще нет навыка, чтобы понять, когда можно сузить диапазон оппонента до одной руки или категории.
Со временем мы узнаем, что «класть оппонента на конкретную руку» — быстрый путь сжигать деньги, и начинаем мыслить диапазонами.
На самом деле у оппонента нет диапазона — у него есть конкретная рука. Наша конечная цель — догадаться, какая. Представьте, как хорошо мы играли бы, если бы могли достичь этого.
В каком-то смысле круг замыкается. Мы снова возвращаемся к цели, которую сначала избегали: положить оппонента на точную руку. Но делать это следует уже как опытный игрок. Наше подсознание будет лучше натренировано и менее подвержено искажениям.
На этом этапе мы признаем: положить оппонента на узкий диапазон — это максимум наших возможностей. В отличие от рекреационных игроков, мы избегаем скоропалительных выводов, когда данных для сужения не хватает.
В качестве отправной точки, кладя соперника на диапазон, задавайте еще один вопрос: «Какая рука моего оппонента наиболее вероятна?» Делайте это в каждой точке принятия решений.
При приближении к поздним улицам и большим банкам, нас может удивить, насколько явно некоторые игроки могут назвать точную руку оппонента. Не стоит игнорировать эти данные только потому, что учебники велят всегда мыслить диапазонами.
Эксплойт против ГТО
Нас постепенно приучили думать, что ГТО — идеальная, абсолютно непобедимая стратегия.
Это заблуждение настолько сильное, что 99% игроков никогда не задумывались: ГТО — не самый мощный способ игры. Абсолютная стратегия — та, что позволяет «знать» руку оппонента, назовем ее ясновидящий покер. Это наилучший возможный эксплойтный стиль.
Конечно, ясновидящий покер — скорее идеал, чем реальность. Мы никогда не узнаем точную руку в каждой ситуации. Но к этой цели стоит стремиться, даже если мы ее не достигнем.
Любой, кто вместо этого стремится к более слабой ГТО-стратегии, однажды упрется в потолок прогресса. Это не значит, что не нужно изучать решения солвера. Солверы — мощный инструмент для понимания механики покера.
Если мы можем «видеть» руку оппонента лучше, чем видит ГТО, мы доминируем поле.
До этого момента некоторые из вас могли думать, что эксплуатирующий игрок в лучшем случае сыграет в ноль против ГТО-игрока. Это и близко не так. Разумеется, оговорка в том, что эксплуатирующий игрок будет добывать ридсы из метаигры.
