Многие игроки не задумываются, как размер ставки влияет на их решения в покере. В этой статье разберем, почему это критично и что происходит, когда диапазон игрока становится неэластичным.
Неэластичность — признак слабого игрока
В покере вы часто могли слышать термин «неэластичный диапазон».
Не важно, поставит ли его оппонент мин-бет, бет-пот или овербет — такой игрок будет играть одинаково. Если ему нравится рука — будет коллировать любую ставку (неэластичный диапазон колла). Если не нравится — будет фолдить, даже против мин-бета (неэластичный диапазон фолда).
Это признак неопытного игрока. Если вы играете кэш на микролимитах или фрироллы, большая часть поля будет играть именно так.
Такой подход говорит о полном непонимании пот-оддсов — не говоря уже о более сложных концепциях вроде оптимального соотношения блефов и велью.
В следующем примере у нас в стеке 40 бб. LJ открылся, CO 3-бетнул, и LJ заколлировал. В банке на флопе 17,4 бб.
Вот диапазон защиты LJ против 3-бета от CO, который является капнутым (АА там частотно подкаллываются):
А это поляризованный диапазон 3-бета CO:
Флоп:
LJ ходит первым, и вот что он делает, согласно ГТО:
Несмотря на доску, это на самом деле неплохой борд для LJ, потому что у него будет больше комбинаций двух пар и все сеты, поэтому иногда он будет донк-бетить. Однако чаще всего он чекает, поэтому мы так и делаем, и вот как реагирует CO:
У CO все еще есть общее преимущество диапазона по эквити 55/45, поэтому он все еще ставит в половине случаев, но у LJ есть преимущество по натсам, поэтому CO не ставит крупно. Он предпочитает мелкий бет-сайзинг — 3,1 бб, и иногда средний — 5,7 бб. Крупный в основном с AK, которые доминируют любые Ax. AA же ставят меньше, потому что сильно блокируют вероятный диапазон колла оппонента (топ-пары).
Вот что делает LJ против мелкой ставки (3,1 бб):
У солвера будет достаточно много рейзов из-за упомянутого выше натсового преимущества. Почти 40% диапазона фолда — это бродвей, который полностью промахнулся. Руки, которые коллируют и рейзят, сильно миксуются, но лучшие Ax и лучшие руки из середины доски рейзятся, дрова и блеф-кетчеры в основном коллируют.
Вот что делает LJ против мелкой ставки (5,7 бб):
Теперь, очевидно, фолдов будет больше из-за большего сайзинга — почти на 8%. Пары типа 99 и 77 фолдят чаще, хотя у них есть раннер-раннер стрит-дро. Также становится больше коллов, чем рейзов, что является обычной стратегией защиты, когда диапазон оппонента более поляризован.
Мы коллируем больше, потому что диапазон бета оппонента больше смещен в сторону либо сильного велью, либо блефов, руки средней силы не ставят.
Должно быть очевидно, почему мы фолдим и коллируем чаще по мере роста сайзинга оппонента. Цена неудачного блеф-кетча становится выше. Вам даже не нужно понимать пот-оддсы или соотношение блефов к велью, чтобы это понять.
Даже большинство новичков понимают, что большая ставка требует более сильной руки для колла — чисто из интуитивных соображений.
Оппонент коллирует любой бет-сайзинг
А что, если наш оппонент этого не понимает? Что если он считает, что все сайзинги одинаковы, и рука либо достаточно хороша, чтобы продолжать, либо нет — и всё?
В следующем примере мы зафиксировали стратегию так, чтобы LJ реагировал на любой бет-сайзинг так же, как он реагировал на 3,1 бб — то есть коллировал 41% и рейзил 20%.
Вот что делает CO в таком случае:
Первое, что нужно отметить, это то, что общая частота бета сильно выросла. CO ставил 53% в ГТО-примере, а теперь он ставит 72%! И это несмотря на то, что у LJ все еще осталось преимущество в натсах.
И самое большое изменение в стратегии CO — это размер ставки. CO перешел от мелкого сайзинга к диапазону овербетов. Он перешел от ставки 3,1 бб к 20,9 бб, что составляет 120% банка.
При этом диапазон овербета почти полностью состоит из велью, что логично. Если оппонент не показывает никакой разницы в восприятии сайзинга, мы должны ставить все наше велью максимально крупно, чтобы получить максимум. Даже если у LJ будет натс против нас — пусть так. Это более чем окупится за счет тех случаев, когда мы будем извлекать максимум велью с нашим сильным диапазоном против рук слабее.
Для сравнения, блефы теперь сместились наоборот в мелкий сайзинг. Это в основном мисснутый бродвей. И это тоже совершенно логично. Руки, с которых мы не хотим собирать велью, мы хотим выбивать, так что мы используем для блефа худшие руки.
Мы ставим крупно с велью и мелко — с блефами. Все за столом будут точно знать, что мы делаем, но это не имеет никакого значения.
Оппонент фолдит на любой бет-сайзинг
У слабых игроков также могут быть и неэластичные диапазоны фолда. Поэтому в следующем примере мы зафиксировали стратегию так, чтобы LJ фолдил с той же частотой, что и против крупной ставки 5,7 бб — вне зависимости от реального сайзинга, то есть в 47,71% случаев.
Вот что делает CO в ответ на такую стратегию:
Первое, что стоит отметить, это то, что CO ставит еще чаще, чем тогда, когда LJ слишком много коллировал — 83% сейчас, а в предыдущем примере — 72%, а в ГТО-примере — 53% времени.
Более ощутимое различие — в бет-сайзинге. На этот раз диапазон бета сильно смещен в сторону мелкого сайзинга. Есть небольшой диапазон овербета — это по сути только AK, но основная корректировка — ставить мелко.
Руки, которые овербетили в предыдущем примере, теперь ставят мелко. Это кажется нелогичным, но велью-руки, с которыми мы хотели добрать максимум, теперь ставят минимум.
Ключевые выводы
Урок здесь таков: если у оппонента есть такой очевидный лик, как неэластичность — эксплуатируйте его:
- Когда оппонент оверколлит — ставьте крупно, чтобы получить максимум с велью.
- Когда оппонент оверфолдит — ставьте мелко, чтобы печатать деньги на блефах.
По ГТО CO зарабатывал в среднем по 8,5 бб. Когда LJ оверфолдил, CO зарабатывал в среднем по 8,7 бб, что создает ошибку в 20 бб/100. Когда LJ оверколлил, CO зарабатывал в среднем по 9,2 бб, что создаёт ошибку в 70 бб/100 рук.
Очевидно, нам выгоднее, когда оппонент слишком много коллирует. При этом мы играли более широкий диапазон, когда он оверфолдил, так что это лик, который мы можем эксплойтить чаще.
В обоих случаях корректировка одна — играть свою руку прямолинейно.
