Игра в мульти-потах очень сложна. Чем больше игроков в банке, тем больше входных параметров нам приходится учитывать, и тем сложнее становится алгоритм нахождения оптимальной линии розыгрыша. Многие игроки, включая даже топовых профессионалов, часто совершают ошибки в мульти-потах.
В данной статье мы разберем 8 разных примеров мульти-потов. И вы увидите, какие ошибки чаще всего совершают игроки в этих потах, а также узнаете, как их избегать.
«Олд-скульный» подход к мульти-потам гласит, что в мульти-поты нужно входить со спекулятивными руками, надеясь выиграть по-крупному, когда вы хорошо попадете в доску. Такая стратегия может неплохо работать за столами с кучей слабых игроков, однако против сильных и агрессивных оппонентов это будут деньги на ветер.
Каждый раз когда мы коллируем на префлопе (особенно в мульти-поте), мы ограничиваем (кáпаем) свой диапазон, потому что с самыми сильными руками мы бы 3-бетили. Аналогично, как фиши лимпят свои слабые руки.
Наш «капнутый диапазон» делает нас уязвимыми перед сквизами от игроков, сидящими за нами. Таким образом, чем больше игроков заколлирует на префлпе, тем благоприятнее будут условия для потенциального сквизера. Особенно это будет актуально, если диапазоны овер-коллеров будут слабыми.
С увеличением количества игроков в поте ваше эквити уменьшается быстрее, чем улучшаются пот-оддсы.
Наиболее распространенная ошибка игроков в мульти-потах – это вход в банк на слишком широком диапазоне. Давайте рассмотрим несколько примеров.
Пример 1
100NL, 100 бб в эффективных стэках.
Хиро на BU.
MP открывается 2,25 бб. CO коллирует. Хиро…
Нам нужно заколлировать 2,25 бб в банк 6 бб (это при условии, что блайнды сфолдят). Значит, шансы банка составляют 1 к 2,6, или 27,27%.
Что ж, давайте посмотрим на наше эквити, с точки зрения диапазонов.
Предположим, MP открывается с:
(22+,A2s+,K6s+,Q8s+,J8s+,T8s+,97s+,86s+,75s+,64s+,54s,ATo+,KTo+,QTo+,JTo)
CO коллирует с:
(JJ-44,AQs-ATs,KTs+,QTs+,JTs,T9s,98s,87s,AQo)
Теперь давайте посмотрим, у каких рук будет достаточно эквити, чтобы продолжить. (Для этого мы используем Power-Equilab).
На картинке представлено лишь «сырое» эквити рук, без учета их играбельности на постфлопе. К тому же здесь не принимается в расчет возможность сквиза или коллов на блайндах.
Для упрощения расчетов, давайте предположим, что BB в 100% случаев будет коллировать. Этот дополнительный коллер улучшит наши пот-оддсы до 23,68%. Давайте теперь посмотрим, какие из рук смогут преодолеть этот порог эквити.
!!! Обратите внимание, что даже с дополнительным коллером наше эквити падает быстрее, чем улучшаются пот-оддсы, а это в свою очередь будет сужать наш диапазон продолжения.
Давайте предположим, что блайнды в среднем будут сквизить нас в 15% случаев, и посмотрим, как изменится наш потенциальный диапазон колла. (В реальной игре блайнды могут ре-рейзить еще чаще).
Если блайнды будут сквизить 15%, то наши эффективные пот-оддсы ухудшатся (27,27%/0,85=32,09%).
Как вы видите, угроза сквиза (или даже колла!) с блайндов значительно сокращает наш потенциальный диапазон продолжения.
Теперь давайте перейдем к конкретным типам рук и их играбельности в мульти-потах.
Как мульти-пот влияет на играбельность руки?
Руки типа KJo или AJo плохо играются в мульти-потах. Играбельность этих рук базируется на попадании в топ-пары, относительная сила которых будет куда больше в хедз-ап потха, нежели в мульти-потах.
В мульти-потах вэлью-беты с топ-парой на флопе заставят фолдить огромное количество рук хуже, и до ривера, как правило, дотянут лишь руки лучше. Таким образом, руки типа топ-пары на ранних улицах лучше всего использовать в качестве блеф-кетчеров.
Эти руки тяжело разыгрывать в мульти-потах из-за их обратно потенциальных шансов. Против нескольких игроков велика вероятность того, что у кого-то из них уже есть сет или две пары.
Получается, когда у нас пара в мульти-поте, мы не можем ни вэлью-бетить нормально, ни падать, поэтому коллируем одну или несколько улиц в надежде, что оппонент блефует.
Руки типа KTs и QJs уже немного получше играются, однако тоже имеют те же проблемы, что и руки выше, так как бóльшая часть их эквити идет от топ-пар. Они получают дополнительную играбельность за счет флашового потенциала, однако есть угроза А-хай флаша, которая в мульт-потах более актуальнее, чем в хедз-апе.
У карманных пар не будет описанных выше проблем. Если мы попадем с карманной парой в сет, мы можем комфортно вэлью-бетить несколько улиц, даже в мульти-поте.
Главный недостаток карманных пар в том, что их ШДВ быстро падает при увеличении количества игроков в поте. Это часто не позволит нашим слабым парам выстоять несколько улиц. К тому же, самые слабые наши пары будут страдать от обратно потенциальных шансов, рискуя упереться сет в сет.
Выбирая руки для сквиза, следует брать те, которые лучше всего будут играться в хедз-ап 3-бет поте. Это позволит нам превратить некоторые плохие руки для колла в плюсовые для сквиза.
Такая рука как будет плохо играться в мульти-поте, а вот в хедз-ап 3-бет поте она сможет сохранить бóльшую часть своего эквити и снизить обратно потенциальные шансы. В сочетании с фолд-эквити рука AQo становится отличным кандидатом на роль блеф-сквиза.
Следует также добавить в наш диапазон несколько блефов, которые будут хорошо играться в 3-бет мульти-поте. Против тайтовых диапазонов продолжения двух (или более) оппонентов, относительная сила наших рук меняется.
Давайте рассмотрим пример: как будет выглядеть топ 3% наших рук, если у одного игрока будет AK, а у другого – QQ?
Мы видим, что против этих диапазонов руки 76s, 65s и 54s будут даже сильнее, чем AKs.
Одномастные коннекторы хорошо играются в мульти-потах за счет своей способности попадать в стрэйты и флаши, практически не боясь при этом обратных шансов. Эти руки можно время от времени сквизить, чтобы сбалансировать оставшийся наш диапазон сквиза и улучшить свою играбельность в 3-бет мульти-потах.
Итак, с учетом всего вышесказанного давайте, построим весь диапазон продолжения для Хиро:
Хиро смотрит в свои карты, видит – и сквизит 10,5 бб. Все фолдят.
Пример 2
100NL, 100 бб в эффективных стэках.
Хиро на BB.
CO открывается 2,25 бб. BU коллирует. SB фолдит. Хиро…
Строить диапазон продолжения для BB относительно проще, так как нет опасности получить сквиз.
Итак, на BB нам нужно заколлировать 1,25 бб, чтобы выиграть 6 бб, или 17,24%. Мы видим, что практически у каждой руки будет такое эквити:
Однако поскольку мы без позиции (OOP) против двух игроков, у нас не будет информационного преимущества над оппонентами. Поэтому в реальности мы не сможем плюсово разыгрывать все отмеченные выше руки.
Без позиции с капнутым префлоп-диапазоном в мульти-поте мы должны стараться разыгрывать руки, у которых будут хорошие имплайд-оддсы и маленькие обратные имплайд-оддсы. То есть надо разыгрывать руки, которые часто будут попадать в стрэйты и флаши, а не в пары.
Руки типа 96s или 52s не могут попасть в сильную пару, но зато у них будет хороший потенциал на стрэйты и флаши. К тому же наша рука редко будет доминирована, а это значит, что наши ауты на трипс и две пары почти всегда будут «живыми». Однако с флашами здесь нам по-прежнему нужно быть аккуратными.
Мы можем и сквизить довольно агрессивно, поскольку в поте будет всего один игрок с некапнутым диапазоном – это CO. У BU вряд ли будут достаточно сильные руки для 4-бета нашего сквиза, поскольку с ними он бы 3-бетил на вэлью на префлопе.
С другой стороны, так как у оппонентов есть позиция на нас, они будут больше хотеть заколлировать и увидеть флоп. Это повышает вероятность образования 3-бет пота на троих, поэтому нам нужно добавлять в свой диапазон сквиза руки, которые будут хорошо играться в мальти-потах.
Итак, вот как будет выглядеть диапазон продолжения для Хиро:
Хиро смотрит в свои карты, видит и сквизит до 11 бб. CO пушит олл-ин. Все фолдят.
Пример 3
100NL, 100 бб в эффективных стэках.
Хиро на SB.
MP открывается 2,25 бб.CO коллирует. BU фолдит. Хиро?
Позиция SB будет неприятнее, чем BB по нескольким причинам:
- Хуже пот-оддсы
- Мы будем OOP против обоих игроков (и еще против BB, если он заколлирует)
- Есть риск получить сквиз от BB
Таким образом, нам нужно стараться выбирать руки, которые будут хорошо играться OOP, а также которые будут блокировать сильные комбинации из диапазонов оставшихся игроков (в том числе и BB).
Нам нужно заколлировать 1,75 бб в пот 6,5 бб (если BB упадет), а это 22,58% пот-оддсы. Если BB заколлирует или засквизит, наши эффективные пот-оддсы будут еще хуже. Если учесть, что BB будет сквизить в 10% случаев, наши пот-оддсы ухудшаться до 25,09%.
Что ж, давайте посмотрим на наше эквити, если мы рассматриваем вариант колла:
Коллируя, мы должны избегать розыгрыша рук, которые будут плохо играться в мульти-потах. Нам придется играть OOP против 2-3 игроков, а это значит, что играбельность разномастных и несвязанных между собой карт падает существенно.
Если подумать, с какими руками нужно сквизить, то это должны быть руки, которые будут хорошо попадать во флоп, а также руки с хорошей играбельностью в 3-бет мульти-поте. Играя сквизом с SB, мы должны использовать плотный сайзинг, чтобы получать больше фолдов на префлопе и понизить позиционное преимущество оппонентов.
Большее количество сквизов в нашем диапазоне, по сравнению с коллами, позволит нам чаще выбивать из игры игрока на BB и не даст ему агрессивно нас сквизить.
Итак, у Хиро , он сквизит до 11 бб. Все фолдят.