На первый взгляд неопытному игроку может показаться, что покер не такая уж и сложная игра. На каждой улице вам нужно выбрать всего из трех возможных опций: бет, чек/колл или фолд. Неужели это так трудно выбрать всего из трех вариантов?
Вдобавок к этому никто не отменял эффект Данинга-Крюгера, который зачастую заставляет игроков, только что выучивших правила и выигравших несколько банков, думать, что они уже абсолютно всё знают о покере.
Однако спустя какое-то время, как только игрок понимает, что покер нужно рассматривать в долгосрочной перспективе, он практически сразу осознает всю сложность этой игры.
Прежде всего нужно понимать, что игра проходит с колодой в 52 карты, вариантов распределения которых, больше, чем частиц в известной нам вселенной. Во-вторых, лишь небольшой процент игроков на самом деле могут выигрывать на дистанции, и для этого им постоянно приходится бороться и «выгрызать» мельчайшие эджи.
Как только вы осознаете все это безумие, выбор между чеком и ставкой на ривере с топ-парой в каком споте уже не будет являться для вас вопросом «потери какого-то вакуумного велью» - это будет вопрос долгосрочного выживания. EV каждой ставки, которую вы делаете, чрезвычайно важно для вашего общего успеха, и в этом и заключается вся проблема. Если вы не являетесь математическим гением, разрывающим средние лимиты, то у вас скорее всего будет ограниченное представление о точном EV, которое несут ваши действия за столом. Но хорошая новость в том, что вы не одиноки в этом. Даже игрокам с тысячными, если не миллионными, выигрышами, зачастую приходится довольствоваться тем, что принято называть «обоснованным предположением», когда дело касается оценки EV их действий за столом.
В конце концов, мы всего лишь люди, а не вычислительные машины, и поэтому вам придется довольствоваться лишь ограниченным количеством инструментов, имеющихся в вашем распоряжении. Точный расчет EV в режиме реального времени невозможен, и поэтому был придуман альтернативный подход к обоснованию наших ставок, базирующийся на ряде определенных причин, независимо от того, играете вы вживую или онлайн.
Единственная объективная причина для ставки
Как мы уже сказали выше, единственной объективной причиной для ставки является математическое ожидание (EV).
Наши ограниченные возможности в определении точного EV в режиме реального времени и являются причиной, почему мы вынуждены прибегать к определенным ментальным упрощениям, с целью облегчения нашего мыслительного процесса принятия решений, как с точки зрения понимания, так и реализации на практике.
И такой подход не является уникальным только для покера. Есть и другие примеры в жизни.
Главная цель правильного питания человека - это сохранить здоровье, восполнить потраченную энергию и продлить жизнь. Существует огромное множество различных исследований на тему питания, и вы действительно можете углубиться в эту проблему, но в конце концов все эти сложные знания не позволят вам действительно прийти к «оптимальной диете». При всей этой глубине знаний у нас все еще нет «ГТО диеты», по крайней мере той, которую можно было бы реализовать на практике.
Именно поэтому в реальной жизни мы руководствуемся какими-то упрощенными правилами, такими как «избегать жаренного и копченого», «есть больше овощей», «считать калорийность рациона» и т. д. И как правило, этого вполне достаточно, чтобы прийти к «выигрышному решению». Более того, чем опытнее вы становитесь, тем лучше вы применяете эти упрощенные инструкции на практике.
Покер в этом плане очень схож. Вы можете тратить часы с листком бумаги и/или различным покерным софтом, тренируясь рассчитывать EV в различных ситуациях, и это действительно поможет вам стать лучше как игроку, но как только вы сядете за стол, вы снова будете вынуждены делать «обоснованные предположения», как и все остальные игроки.
Главные причины для ставки
Если вы не полнейший новичок в покере, то вы наверняка слышали о двух классических/базовых причинах, которые используют игроки для обоснования своих ставок, а именно: для велью и в блеф. Да вы могли слышать и о куче других причин, таких как ставка для защиты, или для перехвата инициативы, или для получения информации, и мы поговорим об этом чуть позже в этой статье, однако основными причинами все же являются велью и блеф.
Поскольку покер - это в основном игра, основанная на ошибках, мы придумали самый простой подход к использованию этого факта.
Велью
Конечно, в действительности вы никогда не можете знать точно ваше эквити против диапазона оппонента, и умение на глаз прикидывать его и отличает хорошего игрока от плохого. Давайте рассмотрим несколько примеров:
- У вас рука , вы префлоп-агрессор на доске . Очевидно, что это простейший спот для велью-бета. У вас будет гораздо больше 50% эквити против любого вменяемого диапазона продолжения оппонента, независимо от того, играете вы против регуляра или рекреационного игрока.
- На флопе у вас топ-пара с хорошим кикером: на . На доске есть множество дров, таких как , , , также вас могут заколлить с кучей пар с бэкдорами и без (QJ, QT, Q8s, J9, T9, 98, 97s, JJ, TT). Конечно, там будут и руки, которые далеко впереди вас, такие как ТПТК и сеты, но в целом же у большинства игроков в диапазоне колла должно быть гораздо больше рук хуже, чем KQ. И поэтому это все еще довольно простой велью-бет против большинства оппонентов.
- И наконец, давайте рассмотрим спот на ривере, где у вас на доске . На флопе вы сыграли чек/чек, на терне вы собрали одну улицу велью, и теперь вы ломаете голову, а достаточно ли хороша ваша рука для еще одного велью-бета на ривере. У среднего регуляра, как правило, в диапазоне колла будет недостаточно рук хуже для оправданности вашего велью-бета, а вот в диапазоне рекреационного игрока (лузово-пассивного) - вполне может. Этот спот очень пограничен к 50% эквити против диапазона колла, и такие велью-беты называются «тонкими». И это очень важный навык в арсенале любого успешного покериста, потому что малейший недобор велью на такой дорогой улице, как ривер, на дистанции может вылиться в очень большой недобор винрейта.
Блеф
Простота и четкость определения велью-бета позволяет очень легко понять, и что такое блеф.
Математика при этом очень простая. К примеру, если вы ставите $1 в банк $2, то для нулевого блефа вам нужно получить всего 33% фолдов (на самом деле, чуть больше с учетом рейка): (0.33 * 2$) + (-0.66 * 1$) = 0. Давайте опять же рассмотрим несколько примеров:
- Вы открылись с 76s на CO, и получили один колл от BB. Флоп вышел . Хоть у оппонента в диапазоне и будет множество рук лучше вашей, к примеру, 9-хай, вы легко можете ставить прибыльный мелкий конт-бет в блеф и получать достаточное количество блефов, что собственно и делает этот спот стандартным для конт-бета.
- У вас рука на доске . Вы решили превратить в блеф вашу нижнюю пару с гатшотом и пробаррелили флоп с терном, и вам ничего на закрылось. Тем не менее, это может быть хороший спот для блефа на ривере. Очевидно, что у вас недостаточно эквити против диапазона колла оппонента для велью-бета, но пори этом доска стала очень страшной для рук, типа Qx и Jx, на которые вы можете оказать колоссальное давление, продолжив свою агрессию.
- И наконец, давайте разберем спот с так называемым полублефом. Мы уже сказали выше, что тонкий велью-беттинг - это когда вы ожидаете коллы от диапазона рук, против которых у вас будет чуть больше 50% эквити. Так вот полу-блефы делаются в подобных пограничных ситуациях, когда, к примеру, вам не хватает фолд-эквити для чистого блефа, но этот недостаток будет компенсироваться прямым эквити вашей руки. К примеру, если вы блефуете с на доске , то у вас будет от 8 до 14 аутов против готовых рук оппонента, а это очень большое эквити, которое может покрыть практически любой недостаток в фолд-эквити, чтобы оправдать ваш блеф. Нужно понимать, что практически все ваши блефы в разной степени будут являться полу-белфами, потому что практически у любой руки будет кое-какое эквити против диапазона оппонента, если вы, конечно, не блефуете на ривере. К примеру, вы можете не хотеть блефовать с на доске , но если заменить на , то это вполне может быть уместно.
Дополнительные причины для ставки
Помимо двух классических, есть и несколько дополнительных причин для ставки в покере, о которых вы могли читать в различной покерной литературе или видеть в каких-то обучающих видео. Вы наверняка слышали о так называемых ставках для протекта, для информации, или, к примеру, ставки для перехвата инициативы или даже ставки по каким-то «метагеймовым» причинам.
Вы можете в значительной степени игнорировать все из них, поскольку они на самом деле не являются причинами для ставок, а скорее их последствиями. Но это не делает эти причины полностью бесполезными, поскольку они могут помочь вам концептуализировать то, что на самом деле происходит, когда вы решаете сделать свою ставку, однако использование их в качестве оправдания может очень быстро стать опасным или, что еще хуже, -EV.
«Информация» должна быть, пожалуй, самой любимой «причиной» для ставки в глазах голливудских режиссеров, поскольку они постоянно заставляют главных героев фильма использовать ее в качестве оправдания. Давайте подумаем о том, что произошло бы, если бы мы предположили, что получение информации было бы достаточной причиной, чтобы сделать ставку или рейз за покерным столом. Можно было бы сделать вывод, что имеет смысл зарейзить с 22 против конт-бета на доске A-J-4, чтобы посмотреть, лучше ли наша рука, чем у оппонента. Согласитесь, так себе идея.
То же самое касается и ставок для защиты (протекта). Если на доске есть много дров с хорошим эквити, вы делаете не «ставку для протекта», вы делаете ставку на велью, потому что на самом деле это то, что вы можете попытаться оценить количественно с определенной степенью точности. Как вы поймете, сделали вы хорошую «защитную ставку» или «информационную ставку»? Никак. А вот прикинуть хорош ли был ваш велью-бет или блеф - проще.