До сегодняшнего дня мы рассматривали психологические проблемы, которые были связаны непосредственно с игрой. То есть они имели негативный эффект на наши результаты в непосредственно в момент игры. Но в этот раз мы рассмотрим психологическую осечку, не связанную напрямую с игрой.
У вероятностей нет памяти
Человеческому мозгу не требуется много времени, чтобы определить закономерности между событиями, связанными между собой во времени. Если при включении в розетку двух разных приборов они оба перегорают, мы ожидаем, что тот же результат случится и в третий раз. Идея заключается в том, что если за событием X регулярно следует Y, даже на небольшой выборке, то это будет продолжаться бесконечно. Реальная жизнь постоянно подтверждает эти модели. К примеру, в это время года солнце встает в 5 утра. Ребенок капризничает по вечерам.
В покере, конечно же, всё по-другому. Сознательно мы понимаем, что у вероятностей вообще нет памяти. То, что флоп вышел монотонным (все карты одной масти) три раздачи подряд, не делает его более или менее вероятным в четвертый раз.
Более того, плюсовый регуляр, который играет короткие сессии, может ожидать, что как минимум 40% его сессий буду заканчиваться в существенный минус. Даже при огромных 60%-ных шансах на плюсовую сессию у профессионала, всё равно остается 6,5%-ная вероятность того, что любые три последовательные сессии будут проиграны, а для менее скиллового игрока эта вероятность будет еще выше.
Шансы на то, что четвертая сессия будет проиграна, так же как и раньше, составляют 40%. У многих игроков же после таких стриков зачастую создается сильное впечатление, что шансы закончить еще одну сессию в минус, гораздо выше и стремятся ближе к 75% или 80%. Так формируется мнимое чувство неизбежности, движимое правилом о том, что за X всегда следует Y. Реальный мир научил нас очень быстро формировать это мнение, чтобы мы могли быстрее реагировать на достоверные признаки определенных тенденций, не тратя время или энергию на лишнюю «угадайку».
Бегство от проблемы как защитный механизм
Естественная реакция нашего организма состоит в том, чтобы избегать негативных последствий Y, держась подальше от явно опасного X. Под впечатлением своего даунстрика игрок делает выбор отказаться от игры одним из двух способов:
- Взяв перерыв на обучение: «Учеба исправит мои результаты»
- Полностью отказавшись от покера: «Я сдаюсь»
В обоих случаях это, по сути, типичная реакция бегства, за которой следует развилка между двумя другим вариантами «последующего боя» или «дальнейшего бегства».
Реакция «бегство-бегство» заключается в том, чтобы вообще уйти из покера, к примеру, переключиться на ставки на спорт или шахматы. Реакция «бегство-борьба» заключается в том, чтобы немного подучиться и вернуться тогда, когда улучшатся ваши как технические, так и ментальные способности.
На Рисунке 36 реакцию «бросить покер» я окрасил в отрицательный цветовой оттенок, а для «перерыва на обучение» использовал микс положительного и отрицательного. Первая реакция, очевидно, совершенно катастрофическая, потому что она приводит к большим потерям времени, ведь игрок совсем отказывается от покера и регрессирует.
Отказ от покера, как правило, не является окончательным и безвозвратным решением, типа покер - это неправильное занятие. Это скорее реакция раненого животного, уползающего в безопасное место, чтобы отдохнуть и восстановиться, прежде чем попробовать свои силы еще раз. Такой игрок почти всегда возвращается снова и почти всегда терпит неудачу, потому что его каждый следующий даунстрик приводит к таким перерывам, которые слишком разрушительны для долгосрочного прогресса. И такой подход вряд ли когда-либо приведет к успеху в суровых современных покерных реалиях.
Реакция сделать «перерыв на обучение» исходит из слегка другой интерпретации. Да, там тоже существует механизм ложного обвинения, вызванный ошибочной причинно-следственной связью, но тут угрозой признаются объемы игры, а не сама игра как таковая. То есть, игрок всё еще испытывает сильное желание продолжать играть, но при этом он хочет сделать это таким образом, чтобы защитить себя от проигрыша. В итоге он учится и учится, время от времени чуть-чуть поигрывая, стараясь заканчивать сессию побыстрее, если он вышел хоть в небольшой плюс, и прекращать ее тут же, если пошел минус.
Да, кратковременный перерыв на учебу может быть отличным способом для восстановления эмоционального состояния и прерывания ошибочной интерпретации, стоящей за ним. А вот длительный перерывы могут привести к образованию большого разрыва между теоретическими знаниями и прикладными способностями. Если этот разрыв становится слишком большим, игрок часто оказывается потерянным в игре, его голова загромождена всевозможными половинчатыми мыслями, которые зачастую больше конфликтуют между собой, чем согласуются.
Перепрограммирование ментальной осечки
Решение здесь состоит в том, чтобы преодолеть дискомфорт и развеять иллюзию того, что еще одна проигрышная сессия не за горами.
Итак, давайте прогоним наш четырехступенчатый алгоритм перепрограммирования для данной осечки.
Когда психологическая проблема выходит непосредственно за пределы игрового стола, временные ограничения по ее устранению отпадают. Игрок может осознанно определить проблемный триггер уже после того, как он произошел. Это делает Шаг 1 нашего алгоритма намного менее важным, но визуализация триггера по-прежнему очень важна.
Наше подсознание может обрабатывать большое количество информации в течение длительного периода времени, даже не осознавая этого, и поэтому, хоть с этой осечкой можно справиться постфактум, ошибочная интерпретация запущена в фоновом режиме, и вам не помешает периодически напоминать себе, что минусовые отрезки дистанции не за горами, даже когда всё идёт гладко.
Шаг 2 - прерывание ошибочного процесса интерпретации. Когда вы думаете о том, чтобы сыграть еще одну сессию и ощущаете это обратное желание, просто перестаньте потакать своим страхам и тревогам.
Как вы помните, Шаг 3 - наблюдать и ждать, пока уйдут эмоции, а Шаг 4 - запустить правильную интерпретацию поверх вернувшегося состояния спокойствия.
Правильная интерпретация в данном случае - это хладнокровное предчувствие и осознание статистической вероятности еще одной неудачной сессии. Для плюсовых игроков этот показатель будет ниже 50%, для околонулевых - примерно 50%, и даже для большинства минусовых он редко будет превышать 60%. Это неопровержимые факты. Если мы решительно поверим в них, мы сразу почувствуем, как исчезнет наша боязнь наращивать дистанцию во время даунстрика.
Да, вам может быть трудно начинать новую сессию во время стрика, и вам не хотелось бы играть продолжительную сессию или пытаться отыграться. Поэтому лучше сделайте сессии короткими, но регулярными, и чередуйте их с постигровыми обзорами большого количества сыгранных рук. Это позволит вам преодолеть желание бросить играть, сохраняя при этом хорошее качество игры.
Процесс перепрограммирования происходит следующим образом:
Что может пойти не так?
Самая очевидная опасность заключается в том, что следующая сессия также будет проигрышной, и процесс плохой интерпретации вернется с еще большей силой, чем в первый раз: «Я так и знал, что снова проиграю!», «Я уже не плюсовый игрок!», «Все настроены против меня, даже ГСЧ!».
Если это произойдет, вам следует умыться холодной водой, выдохнуть и предпринять повторную попытку. Но если негатив слишком силен, возможно, действительно придется взять несколько дней отпуска и подождать, пока исчезнут эти сильные негативные впечатление. Если же игрок продолжит бороться с этим еще более сильным чувством страха, ему будет труднее по-настоящему поверить в правильный процесс интерпретации. А мы хотим любой ценой избежать слияния хороших интерпретаций с плохими эмоциями.