Не каждая психологическая осечка четко подпадает под какую-либо из категорий, которые мы изучили в предыдущем разделе. Некоторые психологические проблемы могут содержать в себе элементы сразу нескольких осечек, в то время как другие совершенно уникальны для какого-то конкретного игрока и его личного опыта.
В данном разделе мы рассмотрим несколько реальных случаев из моей тренерской практики, когда я применял принципы и идеи «Покерной терапии», чтобы помочь ученикам, которые никак не могли побороть их собственное уникальное сочетание осечек.
Несмотря на то, что все имена, которые я буду использовать, являются вымышленными, случаи же, о которых пойдет речь, абсолютно реальные. Все истории взяты из моего личного тренерского опыта. И собственно, этот опыт и вдохновили меня на создание этой книги.
Эти истории не просто демонстрируют, как процесс перепрограммирования психологических осечек реализуется на практике, но они также раскрывают общие проблемы, которые испытывают начинающие игроки. Есть большая вероятность, что многое из того, что вы прочитаете в этом разделе, не будет слишком отличаться от вашего собственного покерного опыта.
Годы вредных привычек
Познакомьтесь с Альваро - пятидесятилетним врачом из Бразилии. Более 10 лет он был минусовым игроком и так и не нашел никого, кто бы помог ему упорядочить его мысли о покере и разобраться с бардаком в его голове, образованным годами использования плохих мыслительных процессов и запутанных концепций.
Помимо того, что у Альваро была «грязная» техническая игра, он также страдал и от агрессивного тильта, который глубоко укоренился в нем в детстве.
Выросший в Бразилии, где футбольные навыки являются одним из главных показателей социального статуса маленького мальчика, и никогда не отличавшийся ими, Альваро вместо этого развил в себе сильные боевые качества, чтобы защищать себя от хулиганов. Этот инстинкт не только помог ему завоевать уважение сверстников, но и оградил его от чрезмерно строгих упреков отца, который с юных лет открыто называл его неудачником.
Альваро очень умен и очень успешен в своей медицинской сфере, но его архаичные защитные механизмы все еще действуют на подсознательном уровне.
Когда его спрашиваешь, почему он сделал тот или иной сомнительный колл, он обычно объясняет, что чувствовал, что тот бет или рейз расценивался им как персональной атакой на него самого.
Однажды, рассматривая один мультипот на ривере, он описал агрессию своего оппонента так: «Я чувствую, что он намеренно издевается надо мной, потому что я чекнул». Представляете, даже с другими игроками в банке, ставка, с которой Альваро столкнулся, воспринимается им как направленная исключительно на него! Это только подчеркивает степень влияния этой осечки.
Мы видим, что в покере история из детства повторяется. Не быть хорошим в футболе - это слабость, именно так же воспринимается и чек в покере. Агрессия от оппонента, в виде ставки в чек, похожа на хулигана со школьного двора, почуявшего слабость противника. В детстве Альваро разбирался с этими хулиганами, отвечая огнем на огонь, и заставляя себя казаться страшнее, чем он, возможно, был на самом деле. В покере же это проявляется в виде серии бездумных коллов, бетов и рейзов.
Связь технических и ментальных скиллов
Мой подход к Альваро был двунаправленной атакой на его как технические, так и ментальные лики, которые на самом деле довольно сильно коррелируют между собой. К примеру, если бы Альваро смог разобраться с путаницей в технических скиллах в его голове, у него была бы более доступная логическая структура - та, которую он мог бы использовать даже при проявлении симптомов агрессивного тильта.
Аналогичным образом, улучшение психологических аспектов также помогло бы его техническим скиллам, если бы Альваро смог перепрограммировать свою ментальную игру так, чтобы не чувствовать себя жертвой, вынужденной защищаться. Тогда у него была бы более спокойная обстановка для размышлений, чтобы успешно реализовать свои технические навыки, над которыми мы параллельно работали с ним во время сессий.
Что касается психологической стороны вопроса, то задача Альваро состояла в том, чтобы в полной мере осознать качественные различия между спокойным рациональным мышлением и переживанием защитных мыслей жертвы. Для этого мы проработали несколько визуализаций: с одной стороны, мы проанализировали ситуацию, которая не повлияла на него эмоционально, а затем, представили, что мы столкнулись с крайней агрессией - его худшим кошмаром.
Мы обратили внимание на то, как сильно менялось отношение Альваро к самому себе между этими двумя крайностями. Находясь в спокойном режиме анализа, Альваро видел себя умным и опытным человеком, который мыслит рационально и прогрессирует. Он описал это чувство, схожее с тем, каким он видит себя на работе - кем-то, кто пользуется уважением окружающих, причем заслуженно.
С другой стороны, когда мы смоделировали с ним крупную ставку от оппонента на ривере в хедз-апе, он описал себя как непослушного ребенка, закатывающего истерику. Он чувствовал отвращение к себе, но при этом не мог контролировать свое поведение.
Замена ошибочной интерпретации триггера
Наша миссия в психологическом коучинге состояла в том, чтобы Альваро настолько привык к тому, что существуют две разные версии его самого, чтобы он мог отчетливо различать это во время игры. Его сознание должно было научиться мгновенно определять, когда он находится «в режиме ребенка» и прерывать это поведение.
Следующим шагом нужно было заменить ошибочную интерпретацию, что якобы на него напали, правильной интерпретацией, что ему просто нужно решить логическую головоломку, и более того, что он должен решить ее «в режиме уважаемого доктора».
Полная схема перепрошивки проблемной осечки выглядит следующим образом:
Перепрограммирование подхода к техническим скиллам
Что касается перепрошивки технических мыслительных процессов, там тоже было с чем поработать.
Подход Альваро к изучению игры в течение его последних 10 лет был мне хорошо знаком, благодаря моему огромному опыту обучения игроков, которые чувствовали себя словно бьются головой о кирпичную стену. Альваро каждый год просматривал сотни обучающих ВОДов и поверхностно понимал многие концепции. Когда же дело доходило до формулирования этих концепций его собственными словами или использования их за покерным столом, мыслительный процесс Альваро представлял собой запутанный клубок противоречий.
Такое широкое, но при этом поверхностное понимание игры очень часто встречается у учеников, которые занимаются - как я это люблю называть - «развлебучением», то есть привычкой пассивно просматривать обучающий контент и в основном для развлечения, даже не пытаясь сосредоточиться и действительно вникнуть в материал.
Когда я однажды спросил у него, почему он поставил на флопе, Альваро смог назвать три причины:
- «У оппонента может быть много дров»
- «У меня есть преимущество в рейндже»
- «Я хочу сохранить за собой инициативу»
Но когда я его попросили объяснить, как это всё влияет на его EV, или когда я его попросили сравнить EV бета и чека, он понятия не имел, с чего начать.
Чтобы исправить этот беспорядок в голове Альваро, мы сначала создали слайд в PowerPoint, на котором была изображена огромная мусорная корзина. Каждый раз, когда Альваро цитировал какое-нибудь отдаленное эхо из какого-то полузабытого обучающего видео, мы выбрасывали его в это мусорное ведро, буквально выписывая всё это на крышке ведра. Тем самым Альваро научился отвергать эти половинчатые мысли как недостаточные причины для действия (см. статью «Почему одной причины недостаточно для ставки в покере»), и вместо этого у него вошло в привычку консультироваться со своей новой надстройкой, которую я ему предоставил.
Это упрощенная модель принятия решений начиналась с самых базовых концепций, необходимых для понимания того, как оценить EV различных сценариев. Все старые беспорядочные идеи стали теперь табу, и допускались только новые мысли в рамках этой модели. Постепенно Альваро начал формировать новые фундаментальные связи и идеи, в которых более сложные концепции подкреплялись более простыми. Ему стало невозможно принимать решения, исходя из старых архаичных оправданий. Теперь всем заправляла простая логика, а простая логика намного надежнее сложной иррациональности!
Если эта история кажется вам в чем-то знакомой, то не переживайте. Четырехэтапный алгоритм перепрограммирования был успешно реализован для перепрошивки подсознания Альваро как с ментальной, так и с технической сторон его игры. В течение 15 занятий он прошел путь от минусового игрока NL10 до плюсового игрока NL25. Да, он все еще время от времени впадает в состояние агрессивного тильта, но теперь это происходит гораздо реже, и обычно с меньшим уроном, потому что он теперь способен быстро выходить из этого состояния.
