Карлоса Уэлча можно назвать Натаном «Blackrain79» Уильямсом, только в мире турнирного покера. Как и Уильямс, он специализируется на низких лимитах и профессионально зарабатывает игрой почти десять лет, пишет статьи и даже стримит на Твиче.
Когда в далёком 2015 году Уэлч выиграл большой воскресный турнир с гарантией $100,000, у него всю дорогу был средний стек, и в конце он фолдил большинство рук вплоть до хедс-апа. Там он поначалу уступал 4 к 1 по фишкам, но ему повезло встретить соперника, который играл ещё хуже него. После того турнира Карлос понял, что большинство игроков на низких лимитах допускает существенные ошибки с точки зрения ICM. Он подумал: «Если они стреляют себе в ногу, то мне нужно просто сидеть и наблюдать, как в мою сторону перетекает турнирное эквити». Он повторял эту формулу в течение нескольких лет и добился хороших результатов.
Сегодня люди по-прежнему совершают ICM-ошибки, но уже не такие драматичные. Старая «нитовость» Уэлча уже не работает так же хорошо, как раньше, потому что поляна адаптировалась быстрее него. Этот прискорбный факт сдерживал его результаты несколько последних лет.
В современных турнирах так на жизнь уже не заработаешь.
Недавно тренер подсказал Карлосу, как стать немного лузовее на баббле и извлечь из этого прибыль. В этой статье он расскажет о факторах, которые учитывает при расширении своих диапазонов.
Игра на баббле с большим стеком
С большим стеком я должен открывать множество рук. Я делал так и раньше, но только когда стол был достаточно тайтовым, и соперники понимали концепцию ICM. Но даже тогда я расширял свои диапазоны всего на 20% или около того. Теперь я расширяю их гораздо больше.
Иногда это означает рейз с двумя любыми картами на средней или поздней позиции. Я играю так, даже когда стол не тайтовый.
Причина, по которой это сходит мне с рук, заключается в том, что у не тайтовых игроков, по определению, слишком лузовые диапазоны для колла в ситуациях, когда ICM имеет большое значение. Конечно, играя слишком лузово-агрессивно, я рискую раздарить своё эквити соперникам, но мой оппонент теряет ещё больше эквити, играя слишком лузово-пассивно. Другие игроки за столом выигрывают от нашей конфронтации, но у меня есть хороший шанс выиграть намного больше, если я смогу «откусить» у своего «клиента» существенную часть его стека.
В чём недостаток такого подхода? Помните: я атакую игроков, над которыми у меня есть большой перевес по фишкам. Если я выигрываю эти дуэли, то выхожу из баббла с огромным стеком и хорошими шансами выиграть турнир. Но в случае проигрыша я стану средним или коротким стеком с очень высокими шансами на то, что мне придётся постоянно фолдить для попадания в минимальные призы. Это почти тот же самый результат, которого я достигал, когда слишком нитово играл на баббле.
Игра на баббле со средним стеком
Даже со средним стеком я теперь играю не настолько тайтово, как раньше. За свою карьеру я привык к тому, что средний стек должен играть на баббле очень тайтово, потому что вы легко можете фолдить до попадания в призы, а большие стеки оказывают на вас огромное давление с точки зрения ICM.
Как и большинство вещей, которым я научился за эти годы, этот теоретический совет предполагает, что соперники играют хорошо. Однако в дешёвых турнирах это почти всегда не так. Ошибки соперников дают мне возможность пренебречь этим советом и получать прибыль даже со средним стеком. Но для этого мне нужен план. Когда до денег остаётся вылететь примерно 20% игроков, у меня есть хороший шанс попасть в ITM, выкидывая всё подряд, если мой стек примерно равен стеку баббл-боя.
Например, предположим, в турнире осталось 100 игроков, а оплачивается 80 мест. Если мой стек на 80-м месте, то в большинстве случаев я смогу пробиться в деньги с помощью фолдов. Это не работает, если мои противники — хорошие игроки, но в дешёвых турнирах покеристы допускают на баббле ICM-ошибки с любым размером стека.
Если в этом примере я нахожусь на 30-м месте чипкаунта, а слева от меня сидят более крупные стеки, я по-прежнему буду открывать приличное количество рук, при условии, что мои соперники не играют хорошо. Если они слишком тайтовые, то я действую так, будто у меня большой стек. Если они слишком лузовые, я по-прежнему могу играть активно. Мне просто нужно сбрасывать пограничные руки в тех редких случаях, когда мне грозит падение ниже 80-го места в чипкаунте.
Если мой стек больше, чем у любых игроков за столом, готовых выставляться с широким диапазоном, я буду атаковать их с пограничными руками, при условии, что проигрыш олл-ина не опустит меня ниже 80-го места, а в случае выигрыша у меня появится достаточно большой стек для того, чтобы играть гораздо больше рук и не рисковать шансами на ITM. При таком подходе попадание в минимальные призы становится страховкой на случай неудачи, а не моим самым частым результатом с очень низкими шансами на победу в турнире, как было прежде.
Игра на баббле с коротким стеком
Если на баббле у меня короткий стек в районе 80-го места в чипкаунте, я обычно рассматриваю такой баббл как баббл сателлита. С таким мелким стеком я вряд ли выиграю больше минимальных призовых, поэтому такое приближение математически оправдано если не на 100%, то около того. Такой подход тем вернее, чем короче средний стек в турнире и чем больше поляна.
В таких ситуациях для меня нет особой разницы, попаду я в призы со стеком 5 ББ или 5 анте.
Другая стратегия из сателлитов, которую я использую с коротким стеком в обычном турнире, это затягивание времени. Когда у вас короткий стек, но есть хороший шанс попасть в ITM при большом поле, имеет смысл притормозить на баббле до тех пор, пока на всех столах не начнутся параллельные раздачи (так имеет смысл играть в сателлите). Поскольку вы не можете разыгрывать многие руки с прибылью, вам нужно, чтобы раздач было как можно меньше. Вы можете принимать олл-ины лишь с очень немногими руками, такими как . Кроме того, на ранней позиции вам нужно пушить меньше рук из нижней трети равновесного диапазона.
Вам не нужно выставляться против игроков, которые не понимают, что по соображениям ICM они должны уравнивать более тайтово, чем по Нэшу. Даже если вы уравняете и удвоитесь, денежная ценность вашего стека не удвоится. В лучшем случае, из шортстека, имеющего неплохие шансы на минимальные призы, вы превратитесь в чуть более крупного шортстека с очень высокими шансами на минимальные призы.
Чудеса иногда случаются, но если в дешёвом турнире с коротким стеком вы будете играть в расчёте на минимальные призы, то на дистанции выиграете гораздо больше своих оппонентов.
Выводы по игре на баббле
Слишком нитовая игра на баббле в те времена, когда абсолютно все соперники совершали катастрофические ICM-ошибки, принесла мне самые большие призовые. Но теперь игроки уже не настолько сильно ошибаются. Чтобы эксплуатировать их, нужно прикладывать чуть больше усилий.
Смена стратегии, описанная в этой статье, позволила мне попадать в минимальные призы в достаточном проценте турниров и чаще выходить на финальные столы, вместо того чтобы слишком часто заканчивать турнир в минимальных призах и редко попадать на финалки. Это выгодный обмен, и вы тоже можете поэкспериментировать с этим подходом.