В декабре 2021 года комната PokerStars, многолетний лидер онлайн-покера, празднует своё 20-летие. История этого рума включает множество драматичных взлётов и падений. В этой серии статей мы вспомним весь путь, который прошли Старзы с момента своего основания, и отметим ключевые события каждой пятилетки, которые будут рассмотрены в контексте общего развития покера.
На что был похож онлайн-покер до PokerStars
До 2001 года онлайн-покер существовал, хоть и находился в зачаточном состоянии. Более того, идея «электронного покера» возникла задолго до появления массового интернета.
Первые программы для игры в покер были разработаны ещё в 1970-х годах, одновременно с созданием персональных компьютеров. В начале 1980-х знаменитый покерный игрок и теоретик Майк Каро по прозвищу «Безумный гений покера» написал программу для хедс-ап игры в лимитированный холдем на компьютере Apple II, которая показывала неплохие результаты даже против профессиональных покеристов. Примерно в то же время в казино Лас-Вегаса начали устанавливать первые автоматы для видеопокера, а на ранних игровых приставках появилась возможность играть в дро- и стад-покер как друг против друга, так и против компьютера.
Майк Каро — крёстный отец онлайн-покера
В 1988 году возникли первые сетевые чаты, работающие по протоколу IRC, а в 1994 году учёные Университета Карнеги-Меллона в Питтсбурге создали скрипт, позволяющий пользователям IRC играть в покер друг против друга. После подключения к покерному серверу игроки выбирали канал, соответствующий какой-либо разновидности покера, а сама игра происходила путём ввода команд «чек», «ставка», «колл», «рейз» и размера ставок. Игра шла на условные фишки, но это не мешало некоторым покеристам рассчитываться потом друг с другом реальными деньгами.
В 1995 году в интернете начали появляться первые торговые площадки, такие как Amazon и eBay, что спровоцировало бурное развитие онлайновых платёжных систем. Вскоре начали появляться и первые сайты с азартными играми.
Игра в этом руме велась прямо в браузере, а графика была довольно примитивной: статичное изображение покерного стола с аватарками игроков, которые нельзя поменять, и скромной анимацией экшена.
Модемная связь давала сбои, что приводило к частым дисконнектам, а в генераторе случайных чисел была обнаружена уязвимость, которую позже устранили. Несмотря на всё это, трафик в руме быстро рос благодаря рекламе от Майка Каро, ставшего первым амбассадором в истории онлайн-покера.
Вскоре появились и другие румы: в 1999 году лидерство перехватил Paradise Poker с улучшенным софтом, графикой и более широким набором игр, а летом 2001 года открылся PartyPoker. Пати прославились масштабными рекламными кампаниями и продвигали турниры, что по праву сделало их лидером онлайн-покера начала двухтысячных. Именно в этом руме впервые появился турнир с гарантией $1,000,000.
Появление PokerStars в 2001 году
Ближе к осени 2001 года была запущена бета-версия PokerStars с игрой на условные фишки, а к декабрю там появились игры на реальные деньги.
Софт PokerStars сделал большой шаг вперёд по сравнению с конкурентами, предложив пользователям ещё более качественную графику и анимацию. В клиенте появилась базовая игровая статистика, а также возможность вести заметки на оппонентов и загружать собственные аватары. Помимо холдема, в руме можно было поиграть в омаху и стад-покер, в основном лимитированного формата, но были и пот-лимитные столы. Первый аккаунт на сайте завёл шведский игрок Оскар «pokermaniac» Хорнелл.
За следующие пару лет в число лидеров индустрии вошли румы Pacific Poker (позже переименованный в 888poker), Absolute Poker, Bodog и Full Tilt Poker.
Однако в 2001 году онлайн-покер всё ещё рассматривался как довольно новое явление и пока не был полноправно принят покерным сообществом. Многие регуляры офлайна скептически относились к онлайн-версии игры и не считали её «настоящим покером». Очень скоро это отношение изменилось.
Победа Криса Манимейкера в мейн-ивенте WSOP 2003 спровоцировала покерный бум
2003 год стал поворотной точкой в истории PokerStars и всего онлайн-покера. Если опросить всех нынешних покеристов, которые к тому времени уже достигли совершеннолетия, то большинство из них скажет, что впервые узнало об онлайн-покере именно в 2003 году. Этому есть много причин, но все они связаны с персоной Криса Манимейкера — 27-летнего бухгалтера из штата Теннесси, который выиграл мейн-ивент WSOP 2003, отобравшись туда через сателлит на PokerStars. Лучшего покерного героя, тем более с такой фамилией, трудно было придумать.
Онлайн-сателлиты в Главное событие WSOP в том году появились впервые. Организаторы Мировой серии заключили соглашение с несколькими сайтами, среди которых был и PokerStars. Манимейкер, игравший в руме под ником «Money800», в последний момент запрыгнул в одностоловый Sit-n-Go с бай-ином $86, даже не подозревая, что это сателлит к мейн-ивенту WSOP. «Если бы я знал об этом, я бы ни за что не сел играть тот турнир», — признался он позже.
Выиграв этот Sit-n-Go, Манимейкер попал в финальный сателлит за $650, в котором разыгрывалось три билета в мейн-ивент WSOP. Утешительный приз $8,205 за четвёртое место показался Крису более заманчивым, поскольку эта сумма позволила бы закрыть долг по кредитной карте, но друг уговорил его сражаться за поездку в Лас-Вегас, заранее пообещав $5,000 за половину его экшена в мейн-ивенте. Манимейкер выиграл билет, но у друга не оказалось этой суммы. На дорожные расходы организаторы давали только $1,000, поэтому Крис продал часть долей другому приятелю по имени Гэмбл (и это тоже настоящее имя, без шуток).
Остальная часть истории всем известна: в Главном событии Крис Манимейкер обошёл поле из 839 игроков и выиграл чемпионский браслет, превратив $86 в $2,500,000 призовых.
Онлайн-сателлиты необратимо изменили ландшафт турнирного покера. Благодаря им выросло число участников крупных офлайновых турниров, в живой покер пришло больше любителей, а грань между «олдскульными» игроками и «интернетчиками» начала стираться. В следующем году мейн-ивент WSOP выиграл Грег Реймер, тоже отобравшийся через онлайн-сателлит на PokerStars, но его приз был в два раза больше — $5,000,000.
К 2006 году посещаемость мейн-ивента WSOP выросла в 10 раз и составила 8,773 участника, более 1,600 из которых отобралось через сателлиты на PokerStars, а победитель Джейми Голд унёс рекордные $12,000,000.
WCOOP становится крупнейшей турнирной серией в онлайн-покере
Однако причастность к триумфу Манимейкера была не первым большим успехом PokerStars. За год до его победы, когда офлайновая турнирная серия WPT только-только стартовала, а Европейского покерного тура ещё не было и в помине, Старзы провели первый «Чемпионат мира по онлайн-покеру» (WCOOP) — онлайновый аналог WSOP.
Серия состояла из 9 турниров с бай-инами от $109, что по тем временам было много. Больше всего входов (565) собрал турнир по лимитированному холдему, а самым малочисленным стал турнир по лимитированной омахе хай-лоу (135). Главное событие с бай-ином $1,050 и 238 участниками выиграл ещё один швед «MultiMarine», его призовые составили $65,450.
Расписание серии WCOOP 2002 на сайте PokerStars
После победы Манимейкера популярность «Чемпионата мира по онлайн-покеру» начала расти даже более высокими темпами, чем призовые фонды Мировой серии. К 2010 году призовой фонд мейн-ивента WCOOP увеличился до $12,200,000, а выигрыш Тайсона «POTTERPOKER» Маркса за победу в Главном событии WCOOP-2010 составил $2,278,098 — рекорд держится и по сей день. Эти цифры наглядно отражают рост популярности онлайн-покера во всём мире и темпы притока денег в покерную экономику.
В первые годы своего существования WCOOP позиционировалась как серия для элитных покеристов, и игрокам низких лимитов пришлось ждать до 2017 года, чтобы сыграть в турнирах WCOOP дешевле $100. Расширение серии за счёт более дешёвых турниров вызвало серьёзную критику со стороны части покерного сообщества, считавшего, что это обесценивает бренд WCOOP. Но этот шаг позволил в несколько раз увеличить число участников серии. К 2021 году общее число турниров на WCOOP достигло 306, а совокупный призовой фонд вырос до $122,340,165.
До Чёрной пятницы 2011 года большинство победителей турниров WCOOP составляли американцы. Вскоре после того, как Старзам пришлось уйти с рынка США, представители этой страны опустились на четвёртую строчку по числу титулов. Покер широко шагал по планете, и свято место долго не пустовало: его заняли россияне. Также колоссальный рывок в последние годы сделали бразильцы: на серии 2021 года они завоевали рекордные 57 титулов и теперь делят с британцами вторую строчку по общему числу первых мест.
Денис «aDrENalin710» Стребков — рекордсмен по числу побед на WCOOP (9)
Первая десятка стран по числу выигранных титулов WCOOP
- Россия — 193
- Бразилия — 171
- Великобритания — 171
- США — 136
- Канада — 129
- Германия — 95
- Нидерланды — 87
- Швеция — 66
- Австрия — 57
- Финляндия — 56
Украина занимает 15-е место с 33 победами, а Беларусь в этом списке располагается на 20-й строчке (18 побед). Всего титулы WCOOP выигрывали представители 73 стран.
PokerStars приходят в офлайн-покер и запускают революционную серию EPT
В 2004 году Старзы основали собственную серию офлайн-турниров — Европейский покерный тур (EPT). Принято считать, что серия замышлялась как эксперимент, в успехе которого никто не был уверен, но это не так. Европейские покеристы, вдохновлённые заокеанским триумфом Криса Манимейкера, жаждали увидеть крупную серию на своём континенте — не хватало только амбициозного организатора с подходящими финансовыми возможностями.
В отличие от WSOP, которая проводится раз в год в Лас-Вегасе, дебютный сезон EPT проходил с сентября 2004 по март 2005 года и имел семь остановок по всей Европе с интервалом в один месяц: Барселона, Лондон, Дублин, Копенгаген, Довиль, Вена и Монте-Карло. Благодаря множеству онлайн-сателлитов шансы отобраться были у каждого, и в последующие годы этим шансом воспользовались юные победители мейн-ивентов Джефф Уильямс, Майк Макдональд, Гэвин Гриффин и Джейсон Мерсье.
В то время бай-ины в подавляющем большинстве покерных турниров в Европе не превышали €1,000, и такие турниры собирали около 200 входов. На крупнейшие события приезжали топовые профессионалы из-за океана, особенно если намечалась выгодная кэш-игра, но в большинстве турниров поле состояло из местных игроков.
По удачному стечению обстоятельств первый сезон серии совпал с началом эры дешёвых авиаперелётов, и многих любителей игры привлекала идея посетить новый город и немного поиграть в покер.
Многие инновации в первом сезоне EPT организаторы придумывали и воплощали на лету. Владельцы казино и менеджеры карточных клубов, конечно, знали механику покера, но они никогда не видели столько игроков одновременно. В залах царили теснота и хаос, крошечные рестораны не справлялись с наплывом желающих перекусить во время перерывов, а игровые дни приходилось растягивать на 15–16 часов, чтобы турнир с плавной структурой можно было закончить в запланированные сроки.
Телевизионные трансляции были важной частью маркетинга, поэтому в первом же сезоне в бортики столов были встроены камеры для показа карманных карт, как ранее на WSOP. Члены съёмочной команды до этого работали на динамичных спортивных соревнованиях, а здесь им нужно было уловить едва заметные и тщательно скрываемые эмоции покеристов. «Это был спорт, о котором мы ничего не знали», — признавался Дэйв Корфилд, один из первых операторов EPT. Чтобы лучше знать правила, во время перерывов команда штудировала книгу «Покер для чайников».
Финальный стол мейн-ивента EPT Barcelona 2004
Серия EPT изменила покерный ландшафт далеко за пределами своих географических границ. Она свела на одной арене европейских покеристов старой закалки и молодых профессионалов со всего мира, которые были движущей силой глобального покерного бума. Именно эта серия стала первым опытом живого покера для сотен тысяч игроков, которые познакомились с игрой онлайн. EPT сыграл огромную роль в появлении покерных суперзвёзд, таких как Патрик Антониус, Бертран «ElkY» Гроспелье и Джастин Бономо, и быстро превратилась в главную турнирную серию на планете.