Играя в покер, мы каждый день видим такие обычные и привычные нам колоды, масти и ранги. Но задумывались ли вы откуда они появились и как развивались став в итоге тем, что мы видим? Как всегда – стоит только залезть в какую-нибудь тему поглубже, и сразу обнаруживается так много нового и интересного!
История игральных карт
Те карты, которые привычны нам с детства, пришли в начале 17 века из Франции, преодолев путь через Польшу и Германию. Известная «Русская колода» состоящая из 36 карт и начинающаяся с шестерок — это урезанная 54 карточная «французская колода».
Сама же французская колода, в привычном нам виде окончательно сформировалась примерно в 15-16 веках, и с тех пор уже практически не менялась.
Последние изменения, появившиеся в 1830 году, это:
- Симметричный рисунок относительно верха/низа. Ранее фигуры были нарисованы в полный рост
- Появление скругленных углов
- Добавление небольших рисунков-индексов в углах карт. Интересно, что в 1864 году их запатентовал некий Салади в Америке.
1658 год, Гинея, Франция. Современный репринт колоды с добавлением индексов и скруглением углов карт.
Во Францию же карты в середине 15 века попали из Италии, где была собственная карточная колода с непривычными для нас мастями (о мастях см. ниже), немного различающаяся от региона к региону (62 карт из Болоньи, 78 в Венеции, 98 во Флоренции).
Их особенностью являлся 21 козырь – “Старшие Арканы”. Вероятно так появилась карты Таро, которые являлись игральными вплоть до 18 века, и лишь после этого времени, стали использоваться в оккультных ритуалах и гаданиях.
Первое письменное упоминание об игральных картах в Европе – указ 1367 года, запрещающий карточную игру в городе Берн. В 1392 году Жакмен Грингоннер, шут душевнобольного французского короля Карла VI, нарисовал карточную колоду для развлечения своего господина. Та колода отличалась от современной – в ней было всего 32 карты (не было дам). Дальнейшая история карт теряется в веках. Есть несколько версий их происхождения.
Одна из них — заимствование карточной игры из Персии через Индию. Именно в персидских источниках есть самое раннее упоминание этой игры. В «Летописях Египта и Сирии» есть упоминание о том, что знать при дворе играла в игру «Kanjifah», используя карты 8-ми мастей по 12 карт. Но под влиянием мусульман уже в середине 17 века эта игра была забыта.
В Индии же карты прижились, местная колода называлась ганджифа. Это слово впервые упоминается в 1527 в дневнике императора Бабура (Babur), где он пишет, что послал колоду своему другу.
На индийских круглых игральных картах изображалась фигура четырех-рукого Шивы, который держал кубок, меч, монету и жезл. Считается, что эти символы четырех индийских сословий и дали начало мастям «латинской колоды».
Карты ганджифа до сих пор изготовляются в области Раджистан (Индия).
Другая распространенная версия — тюркская. В 12-13 веках египетские мамелюки играли колодой из 52 карт с достоинствами от 1 до 10, в которой были четыре масти (мечи, клюшки, чаши и монеты), «малик» (эмир — король) и два его помощника — «наиб малик» и «тани наиб». Это очень напоминает «латинскую колоду», в ней тоже первоначально отсутствовали дамы, а были короли, валеты и кавалеры.
Только клюшки стали в Европе церемониальными жезлами (или дубинками). А слово «наиб», «помощник», стало названием карточной игры.
В 1939 году Л.А Майер в стамбульском музее Topkapi обнаружил неполную колоду карт мамлюков.
Карты мамлюков. Десятка кубков, тройка кубков, первый советник кубков, второй советник кубков.
Есть версия, которая мне кажется просто-напросто попыткой мистификации, что карты пришли к нам из Египта. Ее впервые обнародовал в 1785 году французский оккультист Эттейла. Якобы египетские карты — это 78 золотых табличек, на которых жрецы записали все свое знание. 56 из них — «Младшие Арканы» — стали обычными игральными картами, и с 22 «Старшими Арканами» они составили колоду Таро, используемую для гаданий. Но никаких археологических подтверждений этой версии ученые не нашли.
Еще одна версия, которая тоже не вызывает лично у меня доверия, что карточная игра проявилась в 12 веке в Китае. Но хотя там и рисовали бумажные картинки с различными изображениями цветов и птиц, несколько напоминающие карты, но правила игры в них похожи, скорее, на домино.
Китайские «денежные» карты.
Рисунки игральных карт
Самый распространенный в России дизайн игральных карт – традиционные “Атласные карты”, – был создан еще в середине 19 века академиком живописи Адольфом Иосифовичем Шарлеманем. С тех пор рисунок не поменялся, не считая того, что с карты червового валета и бубнового туза было убрано изображение герба Российской империи.
Но Шарлемань не создал принципиально нового карточного стиля. При разработке рисунков он опирался на традицию “северо-немецкой картинки”, которая происходила из древней народной французской карточной колоды.
1875 год. Атласные карты, выполненные по эскизу А.Шарлеманя.
Англо-американский шаблон игральных карт, распространенный теперь по всему миру, развился из руанского (разновидность французского) шаблона.
Англо-американский шаблон. Думаю многие игроки в покер легко узнают его.
Карты «Парижского шаблона» были созданы в середине 17-го века на основе карт художника Гектора де Труа. В наше время изображение парижского шаблона чаще всего встречается на игральных картах для преферанса (колода из 32 карт) французского производства.
Карты парижского шаблона образца 1895 года.
Во французских картах, в отличие от наших, где «картинки» — просто абстрактные короли и королевы, каждой карте приписан свой прототип:
- Червовый король – Карл Великий
- Пиковый король – Царь Давид
- Бубновый король – Юлий Цезарь
- Трефовый король – Александр Македонский
- Дама червей – Юдифь (более ранние изображения – Елена Троянская или Дидона-основательница Карфагена)
- Дама пик – Афина Паллада ( в других вариантах Минерва или Жанна д’Арк)
- Дама бубен – Рахиль (Библейский персонаж. Олицетворяет жадность и сребролюбие)
- Дама треф – Аргина (анаграмма слова “королева” – “regina”. Именем Аргина вскоре стали называть любовниц французских королей). Интересно, что эта карта чаще всего меняла прототипа: на ней изображали добродетельную Лукреция, символ обаяния Филону, Гекубу).
- Валет червей – Этьен де Виньоль (по прозвищу Ла Гир – “Ярость”). Советник Жанны д’Арк , ставший героем народного фольклора.
- Валет пик – Ожье (Огиер) Датчанин. Двоюродный брат Карла Великого, национальный герой Дании
- Валет бубен – Гектор (но не троянский царевич, а Гектор де Марэ, рыцарь Круглого Стола и брат Ланселота)
- Валет треф – Ланселот. Рыцарь Круглого стола.
На этих картах французской «колоды на ногах» (1648 год) изображения подписаны их именами.
Традиция пышно украшать пиковый туз пошла от того, что во времена правления короля Якова I Английского (1566-1625) был издан указ, согласно которому на тузе пик (поскольку эта карта первая в колоде) необходимо было печатать сведения о производителе и его логотип. На этот же туз ставили особую печать, свидетельствующую о выплате особого налога на карты.
Карточные масти
Привычные нам масти карт — пики, трефы, бубны, черви, — тоже имеют свою историю. Они были придуманы во Франции и вместе с «французской колодой» получили теперь всемирное распространение, практически вытеснив два других основных типа игральных карт — «итальянскую и «немецкую» колоды.
Масти первоначально символизировали атрибуты рыцаря – копье (пики), меч (трефы), щит (черви) и герб (бубны).
Эти масти — результат трансформации старинных мастей «итальянской колоды» — «мечей», «кубков» (чаш), «пентаклей» (монет, динариев, дисков) и «жезлов» (дубинок, палиц). Похоже, как и в Индии, они символизировали сословия: дворянство, духовенство, торговцев и стоящую над ними королевскую власть.
Во французском варианте «мечи» превратились в «пики», «кубки» — в «черви», «пентакли» — в «бубны», а «жезлы» — в «кресты», или «трефы» («трефы» по-французски означает «лист клевера» или «трилистник»).
В разных странах названия мастей сейчас звучат по-разному:
- Во Франции они дословно переводятся так: пики (копья), трилистники, сердца, плитки (мостовой).
- В Италии – пики (копья), цветы, сердца, квадраты.
- В Испании сохранились первоначальные названия -мечи, дубинки, чаши (кубки), монеты.
В Германии и Англии – лопаты, дубинки, сердца, бриллианты.
Кроме того, на немецких картах (южные и восточные регионы Германии) и сейчас можно встретить старинные обозначения: желуди, бубенцы, листья, сердца. Они также употребляются в Австрии, Швейцарии, Чехии, Словакии, Словении. Хорватии, Венгрии и Румынии.
В Швейцарии есть и свой национальный вариант мастей – цветы (розы), бубенцы, щиты (гербы) и жёлуди.
В России название карточной масти «черви» произошло, видимо, от французское «кёр» — сердце, или от слова «червонный» т.е. «красный», тоже ассоциирующегося с сердцем.
В некоторых вариантах карточных колод (например, в старинных «испанской», «швейцарской», «немецкой» колоде) дам нет, но кроме короля присутствуют еще два мужских персонажа — унтер (младший валет) и обер (старший валет).
Карточные королевы впервые появились в Италии, откуда и были заимствованы французами.
Надеюсь вы нашли что-то интересное в этой статье для себя. Удачной игры!