Эндрю Брокос — профессиональный игрок в покер, тренер и автор статей. Недавно он выпустил книгу «Играй в оптимальный покер», в которой попытался развенчать миф о том, что GTO — это инструмент, которым пользуется только покерная элита. Журналист Барри Картер поговорил с Брокосом о его книге, о концепции GTO в целом и о том, где теория игр пересекается с реальной жизнью.
В своей новой книге ты объясняешь некоторые вещи в покере на примере гипотетической «игры AKQ», когда два игрока получают по одной карте из колоды, в которой есть только туз, король и дама. Это полезная концепция, потому что она помогает понять причину совершения ставки.
Это то, что в покере называется «построением поляризованного диапазона». Мы делаем ставку или с очень сильной, или с очень слабой рукой, потому что с такими руками выгодно ставить. Очень сильная рука получает выгоду в случае колла, а очень слабая — в случае фолда. С руками средней силы ставить не выгодно: ты не сможешь заставить противника сбросить лучшую руку, потому что она слишком сильная, и ты не сможешь заставить его уравнять с худшей рукой, потому что она слишком слабая.
Когда ты противопоставляешь сконцентрированный диапазон (состоящий из рук средней силы, с которыми можно ловить только блеф) поляризованному, ты используешь примеры на ривере. На этой улице можно лучше всего понять суть ставок, потому что здесь мы обычно понимаем, для чего ставим — для добора или в качестве блефа.
Да, в книге я использую множество примеров на ривере, потому что на этой стадии нет таких сложных факторов, как эквити и дро-руки. Перед ривером сильные руки могут стать слабыми и наоборот, и это усложняет решения о ставках. Но когда ты дошёл до ривера, твоя рука, как правило, или сильная, или слабая, или средней силы, поэтому полезно сначала изучить покерные концепции на примере таких ситуаций, а затем распространять их на предыдущие, более сложные круги торговли.
«Используйте теорию игр как отправную точку»
Верно ли, что одна из главных проблем игроков-любителей — это непонимание того, зачем они вообще делают ставку?
Обучая игроков, я часто об этом говорю. Я обучаю больше десяти лет и хорошо понимаю, с какими трудностями люди сталкиваются чаще всего.
От них можно услышать бессмысленные фразы вроде: «Я ставлю, чтобы забрать банк», но с математической точки зрения это нельзя назвать хорошей причиной для ставки. В процессе игры, особенно на ривере, вы должны понимать, делаете вы ставку для добора или в качестве блефа. Если это ставка для добора, вы должны перечислить руки, с которыми противник сможет сделать колл. Если вы блефуете, то вместо примитивного мышления: «У меня плохая рука, поэтому я хочу заставить противника выкинуть» вы должны понимать, какие руки из своего диапазона противник способен выбросить. Зная всё это, вам будет легче определить подходящие моменты для блефа. Если вы не можете объяснить, блефуете вы или ставите для добора, вам лучше вообще не ставить. К этому правилу есть исключения, но если вы будете мыслить в таком направлении, это поможет вам избежать распространённых ошибок.
Похоже, многих игроков отпугивает теория игр, особенно программы вроде PIO Solver. Думаю, твоя книга помогла сорвать покров таинственности с GTO. Чтобы рассказать об этом доступным языком, ты разбираешь ситуации из реальной жизни, например, как с помощью теории игр выбрать наиболее подходящий фильм для вечернего просмотра.
Именно это и было той причиной, по которой я написал свою книгу. Я показывал рукопись большому числу игроков с разным уровнем способностей, чтобы убедиться, что книга не слишком сложна для понимания.
PIO Solver — пугающая штука, но моя книга — это не руководство по использованию этой программы. Конечно, книга поможет читателям лучше разбираться в подобном софте, но PIO Solver — это не самое важное в теории игр. Я сосредоточился на темах, которые легки и доступны для понимания: причины для ставки, лучшие руки для блефа и так далее. Теория игр содержит в себе множество граней, которые вы можете изучить, и многое можно делать и без PIO Solver.
Многие люди используют солверы, чтобы прийти к окончательному выводу в каком-то игровом вопросе: например, если PIO Solver говорит, что колл — правильная игра, значит, по их мнению, это истина в последней инстанции. Это ещё один фактор, который, возможно, отпугивает новичков.
Это распространённое заблуждение о теории игр.
GTO-калькулятор говорит вам, какая игра будет оптимальной, если вам неудобно делать предположения о том, как играет ваш соперник. Я рекомендую размышлять о теории игр как об отправной точке, в которой у вас ещё нет никаких предположений. Затем, когда вы начнёте видеть, где именно противник отклоняется от равновесия, вам нужно будет продумать, как извлечь из этого наибольшую выгоду. В этом вам снова поможет теория игр, и этому посвящена значительная часть моей книги.
«Вы никогда не поймёте покер, «решая» отдельные ситуации»
В твоей книге много примеров применения GTO в реальной жизни. Используешь ли ты теорию игр в своих повседневных решениях?
Из покера я извлёк важнейший жизненный урок: когда вам трудно принять решение, причина зачастую в том, что ожидаемая ценность доступных вариантов очень близка. Люди мучаются в таких ситуациях, но, с точки зрения покера, на подобные решения не стоит тратить время именно из-за равноценности возможных вариантов. В таких случаях нет особой разницы, что выбрать. Гораздо важнее убедиться, что вы делаете правильный выбор в тех ситуациях, когда у вас есть однозначно лучший вариант.
Покер по-настоящему помогает понять неопределённость и то, что вы не всегда будете знать, какое решение правильное. Если вы мечетесь между двумя вариантами, вас может расстраивать отсутствие чёткого ответа, но лучше выбрать один из них, чем мучиться над выбором в ситуации, в которой у вас никогда не будет всей информации, необходимой для принятия решения.
Наверное, для тебя как для автора книги самой сложной задачей было убедить людей, не знающих о существовании теории игр, в том, что им нужно её изучать?
Я изменил своё мнение по этому вопросу в процессе написания книги. Некоторые читатели, ознакомившись с ранней версией текста, указали мне на то, что первоначальное введение в книгу было ориентировано скептикам, которых я убеждал в необходимости изучать GTO. Как основатель дискуссионного клуба я был настроен начать книгу с развенчания мифов, даже подумывал о подзаголовке «Теория игр для тех, кто считает, что она ему не нужна» в названии. Но потом я понял, что если люди начали читать введение, значит, они не отрицают пользу теории игр, и не стал разжёвывать им то, с чем они уже согласны. Думаю, значительная часть покеристов знает о существовании теории игр и подозревает, что умение использовать GTO отличает сильнейших игроков от остальных.
Сейчас очень много обучающих материалов о покере, и люди теряются в этом потоке. Вы никогда не поймёте покер, «решая» отдельные ситуации.
Вы должны уметь на ходу определять жизнеспособную стратегию в любой ситуации, в которой вы оказались, а для этого необходимо понимать основу покера — математику и теорию игр.