Продолжаем переводить видео Фила Гальфонда, в которых он объясняет тонкости игры против различных типов оппонентов. Сегодня он расскажет о том, как подстраиваться под соперника, который недостаточно часто блефует на ривере. Возможно, вы удивитесь, но адаптировать свою стратегию можно гораздо раньше — начиная с флопа.
А ещё Фил разберёт очень распространённый лик, который встречается едва ли не у всех игроков — это неправильный подход к блеф-рейзам на ривере.
Не коллируйте с руками, с которыми нужно коллировать по GTO
Итак, какой будет самая очевидная подстройка под игрока, который недостаточно часто блефует на ривере? Если на ривере он ставит, а у нас рука, с которой следует чередовать колл и фолд, или даже такая, с которой нужно коллировать всегда или почти всегда, но бьющая только блеф, — мы должны выкидывать.
В теории, покер устроен следующим образом: наш оппонент должен блефовать на ривере с определённой частотой, зависящей от размеров ставки и банка, а мы должны защищаться с соответствующей частью своего диапазона. Однако если противник блефует значительно реже, чем следовало бы, то оптимальной контрстратегией будет фолд со всеми блефкэтчерами, при условии, что он не перестроится. Коллируя, на дистанции мы будем терять деньги.
Звучит элементарно, но я лишь хочу донести до вас, что против игрока, который блефует вдвое реже, чем следовало бы, вы не обязаны коллировать с руками, с которыми нужно коллировать по GTO.
Подстройки на ривере
Теперь перейдём к более интересным подстройкам. Начнём с ривера, где проще всего вносить корректировки, а затем пойдём по улицам в обратном порядке.
Предположим, баттон открылся рейзом, мы заколлировали на большом блайнде с , а флоп вышел . Мы чек, оппонент ставит небольшой контбет, мы колл. На тёрне даёт нам вторую пару. Мы снова чек, и противник отвечает тем же. На ривере приходит , которая спаривает борд и обесценивает нашу вторую пару.
Обычно в такой ситуации нужно играть чек-колл по нескольким причинам: у нас слабый кикер к паре королей, десятка на ривере могла дать противнику трипс, и ещё мы блокируем четвёрку, с которой противник мог бы сделать хироколл. Однако в первую очередь чек выгоден тем, что провоцирует противника на блеф: мы чекаем, он блефует, после чего мы колируем с рукой, хорошо подходящей для блефкэтча. Мы блокируем руки, способные выиграть на вскрытии, руки, с которыми можно добирать, и руки, с которыми он бы никогда не блефовал, а недоехавшие дро мы не блокируем. Но против мало блефующего соперника это не актуально.
Вторая причина для чека заключается в том, что после ставки на ривере мы рискуем получить рейз — соперник может очень достоверно изобразить трипс десяток. Но если он блефует значительно реже необходимого, нам не нужно беспокоиться о рейзе, потому что мы легко сможем выкинуть.
Против того, кто блефует с почти оптимальной частотой, нам по-прежнему нужно выкидывать на рейз, но мы должны быть немного осторожнее, потому что риск выкинуть лучшую руку всё равно присутствует. В таких случаях лучше играть чек-колл, потому что оппонент может поставить для добора с рукой, с которой мы делим банк.
Попытайтесь немного добрать с , изображая недоехавшее дро, с карманных девяток или с другой руки, с которой он мог оказаться на ривере после своего контбета на флопе и ответного чека на тёрне. Это ещё один способ переиграть подобного оппонента, помимо очевидных фолдов со всеми блефкетчерами.
О чек-рейзах на ривере мы поговорим отдельно в конце статьи. Сначала давайте обсудим игру на флопе и тёрне.
Подстройки на тёрне
По мере удаления от той развилки в дереве решений, где у оппонента проявляется лик с недостаточным блефом на ривере, наши корректировки становятся менее очевидными. Поговорим о подстройках на тёрне.
Допустим, игрок на ранней позиции открылся рейзом, мы заколлировали в поздней позиции. Он ставил на флопе и на тёрне , при двух флеш-дро на столе. Против оппонента, который разыгрывает нормальный диапазон, нам будет трудно уравнивать с разномастными , потому что мы проигрываем всем его «доборным» рукам, а у всех его полублефов есть приличное эквити. Кроме того, на ривере может прийти много страшных карт, и иногда нам придётся выкинуть лучшую руку.
Но против игрока, недоблефовывающего на ривере, пограничная готовая рука вроде становится намного сильнее. Конечно, если на тёрне противник никогда не полублефует, то коллировать с будет плохо независимо от того, как он играет на ривере, потому что у него будет слишком высокое вэлью. Но если он полублефует тёрн с правильным диапазоном, включая , и флеш-дро, и затем сдаётся на бланковом ривере, то с мы можем смело коллировать тёрн.
Другие руки, которые очень хорошо играют против оппонентов, блефующих на ривере с правильной частотой, — это сильные дро, например, . Усилившись на ривере, мы и сами сможем добрать, и противник может попытаться нас заблефовать, на что мы ответим ему рейзом или коллом, в зависимости от того, какое именно дро мы закрыли и насколько страшен борд.
Но против людей, которые не блефуют на ривере, такие руки становятся менее ценными. Конечно, я никогда не сброшу на таком тёрне, но более мелкие флеш-дро можно и выкинуть против очень крупной ставки. Если противник не собирается блефовать на бланковом ривере, а мы коллируем тёрн, скажем, с , то на ривере он иногда будет чекать перед нами с намерением играть чек-фолд. Но он также может прочекать со множеством пар, чтобы попытаться вскрыть наш блеф, когда все очевидные дро промажут.
С такой рукой можно коллировать тёрн, зная, что если на ривере последует третий баррель, мы уверенно сфолдим, а в случае чек-чека мы часто заберём банк.
Ещё один пример. Допустим, катофф открылся рейзом, мы заколлировали на большом блайнде с , и пришёл разномастный флоп . Чек-чек, и на тёрне приходит , образующая флеш-дро. Обычно это хорошая рука для чек-колла: если мы поставим, получим колл и на ривере натс поменяется, то добирать будет слишком тонко и нас могут заблефовать рейзом, а если после ставки на тёрне мы ограничимся чеком на ривере, противник сможет добрать с любой рукой сильнее нашей, особенно, если ривером закроется какое-нибудь дро.
Но против игрока, который не собирается блефовать на ривере, смело ставьте на тёрне, и если ривер будет безопасным, там вы сможете ещё немного добрать. На страшном ривере противник не будет превращать в блеф свою младшую пару или короля-хай с недоехавшим гатшотом, поэтому просто прочекайте.
Таким образом, возможность уверенно сфолдить на ривере, зная, что соперник не будет блефовать, позволяет нам комфортно добирать на тёрне с руками, с которыми в ином случае мы бы не смогли добирать.
Подстройки на флопе
Продолжая двигаться в обратном направлении, переходим к флопу. На этой улице наши подстройки будут примерно такими же, что и на тёрне. Допустим, кто-то открылся на поздней позиции, а мы защитили большой блайнд с . На флопе мы в относительно глубоких стеках. Оптимальная игра с такой рукой — чередование чек-рейза и чек-колла.
Недостаток чек-рейза на таком флопе в том, что мы раскачиваем банк, после чего нас могут заблефовать на страшных тёрне и ривере. Но против соперника, который редко блефует, с мы можем чек-рейзить для добора уже на флопе. Если затем на тёрне придёт , мы сыграем чек, а дальше можно коллировать или фолдить в зависимости от размера его ставки.
Блеф-рейзы на ривере против тех, кто блефует недостаточно часто
Напоследок я хочу коснуться темы блеф-рейзов на ривере против игроков, которые недостаточно блефуют. У большинства людей с этой линией большие проблемы: они ошибаются не только в своих действиях, но и концептуально.
Возьмём ту же доску . В обычных условиях здесь можно сыграть чек-рейз с рукой вроде , или . Но у нашего специфического, мало блефующего оппонента, который не ставил на тёрне, довольно мало рук с королём вроде или . Мы блокируем десятку, поэтому после нашего чека добирать ему будет особо не с чем. А поскольку по своей натуре он не блефует, мы не сможем его спровоцировать. Поэтому здесь нам лучше добирать самим.
Да, когда мы блефуем чек-рейзом на ривере, наша цель — заставить оппонента выкинуть руки, с которыми он тонко добирал. Однако приличная часть нашего вэлью приходит за счёт того, что мы вынуждаем его выкидывать руки, с которыми он блефовал.
Например, мы прочекали, а противник поставил банк. С точки зрения оптимальной игры, он должен блефовать в 1/3 случаев. Допустим, мы переставили его небольшим чек-рейзом, после которого ему нужно фолдить в половине случаев и коллировать в другой половине случаев. Но 33% из 50% его фолдов — это блеф, и только 17% рук — это тонкий добор (а всего «доборные» руки составляют 67% его диапазона). Получается, против небольшого рейза он должен коллировать с большинством своих «доборных» рук. Повторю, это всё с точки зрения оптимальной игры.
Но если в том же сценарии у него только 10% блефа вместо 33%, то после нашего чек-рейза ему нужно будет выкидывать 40% из 90% своих «доборных» рук, что слишком много. Как видите, блеф чек-рейзом против того, кто мало блефует на ривере, обходится слишком дорого. Имейте это в виду.
Некоторые люди делают противоположный вывод: «В обычной ситуации я бы уравнял с этой рукой, но этот парень никогда не блефует, поэтому коллировать я не могу. Зато я могу сыграть чек-рейз и попытаться выбить у него пару». Но это неверная логика. Если вы не можете коллировать чью-то ставку, то и блефовать против неё рейзом — затея, обречённая на провал. Это оправданно, только если вы знаете, что противник очень часто выкидывает на рейз.
Итак, на ривере ваши решения будут довольно очевидны — не только когда вы сталкиваетесь с чьей-то ставкой, но и когда планируете собственные ставки.
Но ваш план не обязательно должен начинаться на ривере: он может начинаться на тёрне или даже на флопе. Против мало блефующих игроков вы можете разыгрывать вэлью-руки более агрессивно, зная, что вас не заблефуют, если доска станет страшной.
Надеюсь, мои идеи были для вас полезными. Удачи за столами против тех, кто редко блефует!