Правильный выбор размера ставки — один из самых коварных аспектов безлимитного холдема, который делает его значительно сложнее лимитированной разновидности этой игры. Как покерного тренера, чаще всего меня спрашивают именно о бетсайзинге: «Я знаю, что должен был ставить в той ситуации, но не знаю, сколько». Для изложения всех аспектов бетсайзинга одной статьи не хватит, но я дам вам несколько общих советов.
1. Цель ставки и тенденции в игре соперника
Самая важная составляющая хорошего бетсайзинга — наличие цели.
Рассмотрим пример. Предположим, все выкинули до нас на баттоне. У нас рука вроде одномастных — не самые сильные карты, но и не полный мусор. Блайнды тайтовые, но агрессивные. Они сбрасывают довольно часто, но если кто-нибудь из них вступит в игру, то сделает 3-бет, и нам придётся сбросить. Однако эти блайнды определённо стоит попробовать украсть. В данном случае нам нужно сделать самый маленький рейз, который позволит добиться цели. Мы хотим украсть блайнды, но при этом потерять как можно меньше в случае ответного 3-бета.
Если вы читали книгу Ки Нгуена «Из Вьетнама в Вегас», вы должны были заметить, что в описываемых раздачах он почти всегда делал префлоп-рейзы до 2,5 больших блайндов или меньше. Его противники играли слишком тайтово, поэтому он стремился красть у них блайнды и анте как можно чаще, при этом оставляя себе возможность в случае 3-бета избавиться от слабой руки с минимальными потерями.
2. Эластичность и неэластичность диапазонов у оппонентов
Теперь представим другую ситуацию: у нас разномастные на катоффе в кэш-игре $1/$2. Игроки слева от нас — настоящие «автоответчики». Если они решили, что хотят посмотреть флоп, им наплевать на размер рейза. Их диапазон колла неэластичный (как «неэластичный спрос» в экономике). И ещё они редко делают 3-бет без «монстров». Против этих ребят мы будем делать крупный рейз, в пять раз больше большого блайнда — $10, а то и все $15. Почему бы и нет? Они любят уравнивать, у них это получается лучше всего. Они сделают колл со всеми руками вроде
, одномастных
и
— это множество рук, над которыми мы доминируем. А в редких случаях, когда они ответят 3-бетом, мы просто сбросим.
Я использовал термин «неэластичный», чтобы описать диапазон соперника, который остаётся постоянным вне зависимости от размера вашей ставки. Конечно, у такой неэластичности есть предел. Если на префлопе вы откроетесь олл-ином на 100 больших блайндов с карманными тузами, вы не очень часто получите колл.
Это не значит, что они никогда не уравняют. Вы можете удивиться, но противники начнут спрашивать себя: какой дурак будет идти олл-ин на 100 ББ с карманными тузами? Иногда кто-то из них сочтёт ваш олл-ин вызывающим и примет его с карманными восьмёрками. Или с одномастными , если это его любимая рука, которую «он просто не может сбросить».
Но давайте забудем об этом на минуту и представим, что наши соперники адекватны (рискованное предположение). В этом случае можно выделить диапазон ставок, на которые они будут реагировать одинаково. Наша задача — использовать знания о них (или конкретно об этих игроках, или общие знания об игроках такого рода), чтобы выяснить эти диапазоны ставок. После этого нам нужно будет сместить наш бетсайзинг в сторону верхней или нижней части этого диапазона, в зависимости от того, чего мы хотим добиться.
В качестве простого примера, представим ситуацию с контбетом на флопе. Мы пытаемся определить размер ставки и предполагаем, что противник отреагирует одинаково вне зависимости от того, поставим мы половину банка, полный банк или что-то между. Против некоторых игроков это может быть разумным предположением. Допустим, в банке $20. Если соперник зацепился за флоп и решил, что хочет посмотреть тёрн, он, скорее всего, уравняет любую ставку от $10 до $20. Если же у противника сущий мусор, с которым он ловил удачу на флопе и промазал, то он, наверное, выкинет в ответ на любую ставку.
Таким образом, если в данном случае у нас сильная рука, нам нужно ставить ближе к $20 (для добора). Если же у нас «воздух», нам нужно ставить ближе к $10 (блеф). Обе ставки позволят нам добиться цели, но так мы привлечём больше денег в банк, когда мы впереди, и сэкономим деньги, когда мы позади.
Например, в раздаче № 171 на финальном столе все три игрока вышли на флоп, в банке было 27,3 млн. Ки не попал во флоп, но поставил контбет величиной около 40% банка, 9,9 млн. В той раздаче это не сработало, потому что у обоих противников были сеты, но суть остаётся прежней: ставки такого размера Нгуену, как правило, было достаточно для того, чтобы забрать банк, когда его противники не попали во флоп.
3. Влияние размеров стеков
Часто на бетсайзинг также влияют размеры оставшихся стеков. Предположим, у нас с противником осталось по $500. Я считаю, что оптимальный размер ставки в такой ситуации — $150, но, к несчастью, после колла у противника останется достаточно фишек, чтобы поставить олл-ин в качестве блефа, и при этом у него есть некоторое фолд-эквити. В такой ситуации я, пусть и неохотно, могу поставить ближе к $250, просто чтобы убедить его в том, что я уже ни за что не сброшу свою руку. (В действительности я по-прежнему могу сделать фолд в ответ на его олл-ин, но я буду гораздо больше уверен в том, что он не блефует.)
4. Игра на будущих улицах
Иногда нужно продумывать развитие событий на будущих улицах. Допустим, у нас одна пара, которая сейчас, скорее всего, лучшая, но в крупном банке эта рука уже не выстоит. В этом случае против агрессивного оппонента мы можем немного уменьшить размер нашего контбета, чтобы сохранить банк небольшим и защитить себя от попадания в трудную ситуацию с одной парой, если торговля на будущих улицах обострится.
Чтобы обеспечить себе фолд-эквити, вам нужно быть тем игроком, который первый пойдёт олл-ин, поэтому вы должны продумать наперёд, как много ставок осталось до олл-ина. Предположим, у вас флеш-дро и дырявый стрит. У вас и у противника осталось по $100, а в банке $20. В этом случае хорошим размером ставки может быть $10. Затем противник сможет сделать рейз до $25–30, а вы, в свою очередь, поставите олл-ин $100 и этим окажете на него большое давление. Если вы совершите ошибку и поставите $20, то противник сделает рейз до $50–60, и ваш олл-ин $100 не будет иметь высокого фолд-эквити.
Может показаться, что такой сценарий не будет катастрофой, поскольку против большинства возможных рук соперника у вас хорошие шансы закрыть своё дро и выиграть на вскрытии, но всё же гораздо выгоднее было бы выиграть банк до вскрытия.
Подведём итог
Это всё, что я могу сказать о бетсайзинге, если не вдаваться в подробности и не писать об этом целую книгу. Запомните главное:
- Знайте, чего вы хотите добиться тем или иным размером ставки.
- Учитывайте тенденции соперника.
- Уделяйте внимание глубине стеков.
- Продумывайте игру на будущих улицах.
И последнее. Было бы упущением не упомянуть о том, что предсказуемые паттерны ваших ставок могут быть эксплуатируемы. Очевидно, если противники заметят, что вы всегда ставите половину банка с «воздухом» и 3/4 банка с сильной рукой, они могут воспользоваться этим. Другой вопрос, заметят ли они? Это зависит от лимита, рума и состава вашего стола.
На микролимитах об этом совершенно точно не стоит беспокоиться, но чем выше лимит, тем больше наблюдательных соперников вы встретите. На NL50 уже нужно начинать задумываться о таких вещах, как предсказуемые паттерны ставок. Но пока вы ещё не поднялись до этого уровня, ваши противники не запомнят даже карт, показанных на вскрытии, не говоря уже о том, в каких ситуациях вы ставили половину банка, а в каких — три четверти.